Система образов в пьесе на дне горький

Хозяева ночлежки

В XIX веке в России стали организовываться ночлежные дома, которые представляли собой что-то наподобие гостиницы с дешевыми койками или нарами в общих спальнях. В Москве такие места хорошо описал В. А. Гиляровский. Это были подвальные и полуподвальные помещения, где не было никаких человеческих условий. Они в большинстве своем были перенаселены, и поэтому многим нуждающимся в ночлеге приходилось спать на грязном полу.

Быт одной из частных ночлежек представлен в пьесе Горького «На дне»:

  • это был «подвал, похожий на пещеру»;
  • кругом мрак, сырость и сплошная антисанитария.

Хозяева ночлежки — старик Костылев 54 лет и его молодая жена Василиса. Супруги наживаются на нищете постояльцев, забирая у них последние гроши. Костылев считает себя набожным человеком, часто напевает что-то божественное, на самом деле жадный и алчный, и его никто не любит, кроме черта, как выразился однажды Сатин, один из главных героев пьесы. В этой трущобе старик чувствует себя богом, так как любого здешнего обитателя может в любой момент выгнать на улицу.

На дне спектакль

Костылев с женой превратили сестру Василисы Наташу в служанку, всячески ее унижая и попрекая куском хлеба. Как говорит тот же Сатин, эти люди «живут чужими соками». Сама Василиса свою грубость не прикрывает ничем: ненавидит своего мужа, до полусмерти избивает свою сестру. Она уговаривает Ваську Пепла убить Костылева, а взамен предлагает отдать ему в жены Наташу, которую тот на самом деле по-настоящему любит.

Все же неплохой человек, Василий не может пойти на такое. Однако все происходит по ее замыслу. Из ревности опрокинув на сестру кипящий самовар, Василиса создала ситуацию, в результате которой Пепел, не рассчитав удара, убивает хозяина ночлежки и попадает под следствие.

Она, конечно, откупится, а Ваське каторги не миновать — так анализируют это событие другие постояльцы.

Главные герои — Лука и Сатин

Главными героями произведения являются Лука и Сатин, так как они олицетворяют собой две жизненные позиции, два разных мировоззрения. Лука, неизвестно откуда появившийся в костылевском обиталище, вызывает у зрителя самые светлые чувства. Он добрый, всех успокаивает и во всех вселяет надежду на будущую лучшую жизнь:

 система персонажей на дне

  1. Актера уверяет в том, что алкоголизм лечат в специальных лечебницах.
  2. Утешая умирающую Анну, он говорит, что на том свете люди обретают настоящий покой, и за все земные мучения она обязательно попадет в рай.
  3. Пеплу дает совет бросить все и вместе с Наташей уе­хать в Сибирь.

Старик не агрессивен в своих убеждениях. Он спокоен и добр со всеми, и его появление многое меняет в жизненном укладе ночлежников, которые уже давно отвыкли от сочувствия и жалости. Сначала они не принимают слова странника всерьез, затем речи его начинают раздражать, некоторые даже ругают его и просят перестать врать. Однако в конце действия многие встают на его защиту, даже вначале осуждающий Луку Сатин.

Образ Луки можно оценивать по-разному. Принято считать, что жалость унижает человека. Да, в некоторых ситуациях действительно лучше открыть человеку правду и подсказать правильное решение. Но неизлечимо больной Анне, которая не нужна даже собственному мужу, перед страхом приближающейся смерти утешение необходимо. А совет Пеплу уйти из этих трущоб был самый полезный: тогда бы не произошло этого страшного убийства, и влюбленные могли бы быть вместе.

Исчез странный старичок так же незаметно, как и пришел, заставив всех задуматься о своей жизни.

Трагические события еще больше вселили в бывших людей надежду на счастливую жизнь. Совсем за другую жизненную позицию выступает в пьесе босяк Сатин. Он является борцом за правду и спорит с Лукой о вреде утешительной лжи. Когда-то он, заступившись за честь сестры, убил ее обидчика и сел в тюрьму, которая не озлобила в нем человеческих чувств.

На дне система образов

Сатин тоже любит людей и сочувствует им, но считает, что одним сочувствием не облегчить земных страданий. И хотя зтот персонаж тоже не знает выхода из подвальной жизни, именно Сатин произносит знаменитый монолог о человеке: «Все в человеке. Все для человека».Он считает, что труд должен облагораживать человека: «Когда труд — удовольствие, жизнь хороша».

Но эти слова контрастируют с его настоящей жизнью. До тюрьмы он работал телеграфистом, много читал, выступал на сцене с танцами, но, выйдя на свободу, оказался никому не нужным и попал в это пристанище.

Сейчас Сатин играет в карты, чем и зарабатывает на жизнь. Он шулер и не стыдится этого: ведь жулик должен быть умнее, чтобы обыграть других.

Характеристика других персонажей

По участию в действиях Ваську Пепла можно отнести к главным героям. Этот молодой человек с позитивным взглядом на жизнь — потомственный вор. Добрый и мягкий по натуре, он не хочет заниматься преступными делами, но его слабохарактерность не дает порвать с воровским миром. По слабости характера он стал и любовником Василисы, которая провоцирует его на кражи, забирая основную часть прибыли.

Он влюбился в Наташу, мечтает уехать с ней, но терпит шантаж любовницы, которая угрожает сдать его в полицию, если бросит ее. После убийства Костылева покалеченная Наташа не верит Пеплу, считая его союзником сестры, и лишает его последней надежды на их счастливое будущее. Одной из обитателей ночлежки Костылевых является Квашня, торговка пельменями. Женщине под сорок, муж, который всю жизнь пьянствовал и дебоширил, умер, и полицейский Медведев ухаживает за ней.

Система персонажей в пьесе на дне

После трагических событий в ночлежке они стали жить вместе: «Я его в сожители взяла». Как рассказывала всем Квашня, ее новый муж начал пьянствовать, когда Алешка увидел их дерущимися на кухне и разнес повсюду эту новость. Алешка не считает Квашню умной: «Вот, говорю, баба! Удивительная! Мяса, жиру, кости — десять пудов, а мозгу — золотника нету». Алешка — молодой парень, любит выпить и похулиганить, частый гость в полицейском участке.

Квашня, обиженная умом, неравнодушна к людям. Она вторая за Лукой проявляет внимание к Анне — оставляет ей пельменей на обед. Клещ, муж Анны, работал слесарем. Постоянно оскорблял и бил больную супругу, виня ее во всех неудачах. Денег на похороны не было, и пришлось продать инструменты, с которыми ходил по заявкам. Теперь ему идти вовсе некуда, и со смертью жены пропала всякая надежда подняться со дна.

Нет никаких перспектив выбраться из ночлежки и Барону, чиновнику в прошлой жизни, а сейчас неработающему пройдохе. Он сожительствует с Настей, девицей легкого поведения, и требует у нее денег на выпивку.

Настя потворствует этому и жалуется на жизнь. Девушка зачитывается любовными романами и, представляя себя их героиней, сочиняет истории о себе.

Система образов на уроке

На предыдущем уроке рассматривались основные конфликты пьесы, по краткому цитатному плану и презентациям школьников проверяется домашнее задание. Чтобы перейти от прошлой дискуссии о правде и лжи к системе образов, учитель задает провокационный вопрос: «Кто из обитателей ночлежки может уйти из нее, а кто — нет?» Оказывается, один Лука только свободен, он странствует по миру. Следующий вопрос: «Кто не хочет оттуда уходить?» — Костылев и Медведев, так как они властвуют здесь, и уход лишит их прибыли.

 цитатная характеристика костылева на дне

Кто из ночлежников хочет, но не пытается выбраться наверх? — Бубнов и Сатин. И тот, и другой являются живыми мертвецами. Лука не беседует с ними о жизни и не дает советов. К ним примыкает сапожник Алешка, играющий похоронный марш. Он кричит, что ничего не хочет. Кого утешает Лука? — Анну, Актера, Наташу и Ваську Пепла. Учащиеся подробно о каждом рассказывают. Кто из постояльцев утешает сам себя? — Это Клещ, Квашня, Василиса, Татарин, Настя и Барон. Здесь тоже ответы должны быть полные, подтвержденные цитатами из текста.

В результате можно выделить три группы образов:

  • у кого нет мечты и кто считает себя мертвыми;
  • кто сам надеется на то, что можно выбраться наверх;
  • кому Лука дает вполне реальный выход,

Характеристика луки на дне кратко

Самого Луку нельзя отнести ни к одной из групп. Здесь он в роли кукловода. У автора к нему отношение тоже менялось, и много раз текст переписывался. Присутствуют и восторженные оценки, и обличительные. Противоречивость образа Луки дает широкий простор для игры актеров и для домашних сочинений-рассуждений.

Делается вывод: со «дна жизни» никому из наших героев не уйти. Попытка некоторых увидеть свободу — это просто иллюзия. Может быть, поэтому они и не горят желанием ее увидеть и принять.

Одна часть хорошо представляет весь ужас своего положения, и с этими Лука даже не пытается заговорить. Другие боятся хотя бы подумать о выходе, даже если бы захотели. Им Лука и дает советы, пытаясь помочь.