Александр Грибоедов

Смешение разных жанров

О том, как всё-таки нужно называть это произведение, спорили литературные критики в XIX веке, продолжают отстаивать свои версии их коллеги и сегодня. Сам автор назвал своё сочинение комедией в стихах, но рамок этого жанра строго не придерживался. Но есть наиболее результативный способ выяснить, как всё же можно классифицировать эту пьесу — самостоятельно перечитать весь текст. В процессе обязательно обнаружатся те или иные особенности, свойственные определённым жанрам.

Едкая и непримиримая сатира

Черты, характе́рные для персонажей пьесы

Персонажи, объединённые Грибоедовым в фамусовское общество, представляли беспощадное отражение высшего света. С помощью саморазоблачения и «кривого зеркала» — известных сатирических приёмов — Александр Сергеевич заставил своих персонажей свидетельствовать против себя же.

Их характе́рные черты не выдуманы, лишь фамилии отличали реальных людей от художественных образов. Автор считал необходимым показать всей России, что из отдельных недостатков людей выросло нечто, превратившееся в громадную проблему для будущего страны, настоящую трагедию. И выставил напоказ, на осмеяние весьма распространённые качества и явления:

  • угодничество и беспринципность ради карьеры;
  • манкирование своими служебными обязанностями;
  • чванство, недостаток образованности и нежелание развиваться;
  • глупость и бесхребетность;
  • двойную мораль;
  • крепостничество и жестокость;
  • приспособленчество.

Все московские представители дворянского сословия от важного и напыщенного Фамусова до безликого хамелеона Молчалина обладают каким-либо качеством из этого списка, но некоторые — сразу несколькими. Изворотливые плуты, тупые солдафоны, знатные сплетники и сплетницы — таковы завсегдатаи салонов. Они смешны и одновременно страшны, ибо их инертность подобна трясине, мешающей продвижению всей страны вперёд.

Ещё один художественный приём — наделение персонажей специфическими фамилиями. Стоит лишь вспомнить:

Молчалин

  1. Скалозуба.
  2. Тугоуховского.
  3. Репетилова.
  4. Молчалина.
  5. Хлёстову.

Досталось в пьесе и тем, кто хочет перемен. Глуповатым и пустопорожним выставлен член масонской ложи Репетилов с его сумбурной повестью о секретном сообществе — он похож на отражение главного героя в кривом зеркале. Для заигравшихся в таинственность якобы заговорщиков вполне приемлемо устроить шум, скандал — и вот уже опять заметны в свете, им больше ничего и не нужно. Кстати, сам Грибоедов был участником масонского объединения, так что знал, о чём пишет.

Даже прогрессивный Чацкий с его пламенными речами и гневными характеристиками в адрес фамусовского общества выглядит несколько нелепо. А призывы к переменам и вовсе тонут в шуме бала.

Оправданно ли метать бисер перед теми, кто никогда не оценит этого? Важно понимать, что и где стоит говорить, если хочется быть понятым и получить поддержку, иначе всё это будет напоминать битву знаменитого идальго с ветряными мельницами.

Настоящая комедия нравов

Сатира в пьесе, конечно, есть. Но и смешные, даже гротескные моменты тоже имеются:

Фамусов

  1. Внешний вид московских дворян диссонирует с внутренним содержанием. Напыщенные и разнаряженные господа предстают носителями самых постыдных и неприглядных качеств. И Грибоедов высмеивает фамусовское окружение с его мелочностью, корыстью, стремлением к бесполезной для общества праздной жизни, недостаточной образованностью, граничащей с глупостью.
  2. Смешон Фамусов, который то заигрывает со служанкой, то несколько минут спустя рассказывает Софье, своей дочери, о своём чуть ли не монашеском поведении — и это в присутствии той самой прислуги!
  3. Несколько раз в пьесе кратко, но очень выразительно описывается ситуация, когда люди не слушают и не желают слышать собеседника. Такой комический приём называют «разговором глухих».
  4. Комично выглядит поспешная попытка, а потом не менее скорый отказ от приглашения Чацкого к графьям Тугоуховским.
  5. Услыхав, как Хлёстова, бывшая фрейлина Екатерины I, упомянула его фамилию, Загорецкий сразу же появляется на первом плане. Но разобрав, что похвала, в общем-то, весьма сомнительного свойства, весьма поспешно прячется за спинами присутствующих.
  6. Восклицание Фамусова в конце произведения прибавляет комизма. Какая-то княгиня, о которой ранее вообще не упоминалось, вдруг оказывается невероятно важным человеком. Скорее всего, это активная собирательница и генератор московских сплетен.

Моменты драмы и трагедии

У этого произведения есть ещё одна особенность. В сюжете есть несколько обстоятельств, совершенно не комических, и они не второстепенны: описаны ярко и поставлены Грибоедовым в гущу событий:

Моменты драмы и трагедии

  1. Противоречие между фамусовским обществом ретроградов и молодым прогрессивным интеллектуалом. Но в этом противостоянии силы неравны, трудно выступать в одиночку. В итоге Чацкий не устоял, его сломило коварное предательство любимой. Он видит лишь один возможный выход в сложившейся ситуации — покинуть город, где его не поняли. Пусть даже гневно вздёрнув подбородок и запахнувшись в пальто, но всё же он бежал.
  2. Крушение любовных планов и надежд у Александра Чацкого и Софьи Фамусовой. Они оба создали в своём воображении идеальные образы, столь далёкие от настоящих объектов своей страсти, что такой исход был вполне предсказуем и неизбежен. Рано или поздно прозрение должно́ было произойти. Друг детства уже давно для Софьи стал героем не её романа, а прибывший издалека не замечает явных признаков перерождения чувств девушки.

Совершенно справедливо называть «Горе от ума» пьесой, комедией, драмой, поэмой. Не менее обоснованным будет и заявление, что это сатирическая комедия или даже трагикомедия.

Всё дело в том, что Грибоедов совершенно осознанно отказался от выполнения канонов только одного жанра и создал удивительно органичную смесь. При этом получилось элегантное и очень изящное сочетание художественного текста и едкой критики.

Чем отозвалось слово

Эту пьесу Александр Грибоедов писал почти 2 года, несколько раз дорабатывал. Поэтическое произведение едкой сатирой, направленной на высшее общество и нравы, в нём царящие.

Современники расценивали пьесу не иначе как оскорбительный плевок в сторону самодержавия и его реакционной опоры, поэтому вряд ли стоит удивляться, что комедия получила множество восторженных откликов от прогрессивно настроенных дворян, особенно от декабристов. Стоит учесть и время, когда Грибоедов создавал эту пьесу: до восстания на Сенатской площади оставалось каких-то 2 года, и росли протестные настроения в обществе.

Едкая и непримиримая сатира

Но была и другая реакция на это произведение. Сначала цензура препятствовала выходу в свет этой комедии, запрещались её постановки. При жизни автора издать полный текст этого произведения так и не удалось. Однако почти 40 тысяч рукописных экземпляров «Горя от ума» быстро распространились в читательской среде.

Испытания коснулись не только пьесы, но и самого́ автора. Грибоедова заметили там, наверху, и промолчали. Но не простили.

Дипломат, который совсем недавно женился на Нино Чавчавадзе, грузинской княжне, был опять откомандирован в Тегеран. Это была последняя его поездка в Персию. Грибоедов погиб во время нападения на российское посольство. Сами по себе организовались фанатичные последователи веры в пророка, или кто-то сознательно подогрел ситуацию, теперь, почти 2 века спустя, вряд ли удастся выяснить.

Судьба полиглота и дипломата

Кем был этот человек? Родовитый дворянин получил блестящее образование и уже в юности владел шестью языками. Музыкально одарённый Грибоедов сочинил 2 необыкновенно красивые мелодии вальса, которые восхищают и сегодня. В наследии талантливого литератора — стихи и прозаические произведения.

А ещё он был офицером. В 17 лет добровольно вступил в гусарский полк, чтобы защищать Российское государство от войск Наполеона. Четыре года военной службы, потом отставка, участие в деятельности масонской ложи.

С лета 1816 года — дипломатическая служба в Коллегии иностранных дел. Потом принял участие в дуэли и через год, как наказание, получил опасное назначение в Персию.

Возникла возможность поработать чиновником в русской миссии за океаном — в США, но Грибоедов в 1818 году отказался. Потом служил дипломатом — в Персии, Грузии.

Грузия

Подозревался в участии или сочувствии декабристскому движению, был даже арестован. Однако из-за недостатка улик вынесен оправдательный вердикт. В 1826 году — назначение опять на Кавказ, работа в Персии. И знание уже десяти (!) иностранных языков, что для дипломата в его работе — огромный плюс.

В начале 1829 года 30 января тридцатичетырёхлетний Александр Сергеевич Грибоедов — статский советник, министр-резидент (соответствует современному понятию «посол») — погиб во время нападения на русское посольство.

А его гениальное произведение практически сразу стало источником цитат и афоризмов, их не только запоминали, но и конспектировали. Все эти выражения и сегодня часто звучат в разговорной речи.

Еще материалы по комедии А.C. Грибоедова "Горе от ума":