Драма Николая Островского «Гроза»

Новаторский взгляд на обыденность

Островский продемонстрировал зрителям затерянный город таким, каким они не привыкли его видеть. Это собирательный, вымышленный образ, но от этого он получился ещё более ярким, чем если бы был списан с одного населённого пункта. Эпитеты, которыми наделяли критики жизнь героев драмы:

Жизнь героев драмы «Гроза»

  • беспросветная;
  • нищая;
  • беспощадная;
  • уродливая;
  • ужасная.

В то время, когда была написана драма, на Руси ещё существовало крепостное право. Оно стало причиной доведения ситуации до абсурда. Самодурство зажиточных мещан приобрело невероятные формы, а в это время бедняки прозябали в нищете.

Первая постановка «Грозы» состоялась в Петербурге. Зрители говорили, что их потрясло, как пронзительно и точно автор описал действительность. Горожане так привыкли к гротескной картине вокруг себя, что уже перестали её замечать.

Островскому взгляд с неожиданной стороны на привычные вещи дался нелегко. Он много ездил по населённым пунктам средней полосы и собирал материал для произведения. Города, в которых побывал Александр Николаевич:

  • Калязин;
  • Ярославль;
  • Кинешма;
  • Тверь;
  • Кострома;
  • Тула.

Это далеко не полный перечень населённых пунктов, ведь Островский встречался и с жителями сёл. В результате была собрана основа для создания типичных образов, в которых многие зрители узнавали себя, хотя не всем это нравилось.

Образ города в драме Островского «Гроза» — совокупность характеров всех его жителей. Те, кто попал в «тёмное царство» случайно, например, странница Феклуша, не вносят противоречия, а дополняют картину, делая её ещё более безысходной. В сочинении о затерянном городе учащимся нужно описать основные категории персонажей. Условно их можно разделить на положительных и отрицательных. Первые страдают, а вторые выступают в роли угнетателей.

Несчастные люди

Образ Катерины был списан с артистки Любовь Павловны Косицкой

Исследователи считают, что образ Катерины был списан с артистки Любовь Павловны Косицкой. Писатель наделил главную героиню той же манерой речи и внешностью. Самое ужасное, что способ ухода из жизни, выбранный Катериной, был обыденным для того времени. До Островского часто доходили новости об очередной жертве, замученной за «высокими купеческими воротами».

У бедняков не было времени тиранить своих близких. Им приходилось работать от зари до зари, и многие спали не больше 3 часов в сутки. Купцам жилось не так тяжело, и бо́льшую часть свободного времени они проводили за своими любимыми занятиями — наставлениями, которые щедро раздавали близким. Некоторые не останавливались на этом и пускали в ход кулаки. Жертвы, доведённые до безумия, бросались в Волгу. Чаще всего таким способом сводили счёты с жизнью девушки, недавно вышедшие замуж.

Вокруг каждого дома можно было увидеть высокий забор. За ним творилось страшное, и говорят, что для того и заводили злых собак, чтобы никто не смел войти без предупреждения и увидеть, как льются слёзы бедных невесток, жён и детей. По выражению современников, домашние таких тиранов «не смели пикнуть».

Отрицательные персонажи

В драме есть герои, которых нельзя назвать несчастными. Один из них — Савел Прокофьич Дикой, самый состоятельный житель города. К бедным он относится как к инструменту, который позволяет легко обогащаться. Показателен эпизод, когда бедняк приходит просить взаймы. От просьбы Дикой пришёл в ярость, накричал на мужичка, а потом чуть не пришиб его. Для богача нормально недоплачивать беднякам за их работу, оскорблять и даже бить. Супруга уговаривает посетителей быть осторожнее, иначе купец разозлится. При этом члены семьи ежедневно страдают от буйных выходок самодура, прячась в чуланы и на чердаки.

Савел Прокофьич Дикой, самый состоятельный житель города

Зажиточные женщины тоже не отличаются миролюбием. Яркий отрицательный образ — Марфа Игнатьевна, которую знакомые позвали Кабанихой. Она морально уничтожает сына и дочь, «поедом ест» невестку. Последней достаётся больше всех, потому что к детям женщина испытывает материнские чувства, а к чужой девушке их не может быть по определению. Варенька сумела приспособиться, Тихон находит спасение в спиртном, а Катерине приходится соблюдать старозаветные порядки. Вот примеры, что свекровь требует от девушки:

  • «падать в ноги»;
  • кланяться;
  • «выть» во время прощания.

Катерине не под силу вынести такие унижения, и она находит спасение в суициде.

По мнению критиков, Островский стал Колумбом, который открыл горожанам неприглядную изнанку их жизни, поэтому произведение вызвало такой резонанс уже после первой постановки. Пьеса «Гроза» и образ затерянного города, показанный в ней, не утратили актуальности до сих пор.


Еще материалы по пьесе А.Н. Островского "Гроза":