Анализ стихотворения «Разлука» А. С. Пушкина требует его рассмотрения с двух сторон: с формальной точки зрения, где рассматривается размер и метр стиха, а также использование в нем стилистических фигур, и с содержательной, когда основное внимание уделяется тематике стиха, его истории создания и значению для всего творчества автора. 

Для полного понимания стихотворения важно рассмотреть обе эти стороны.

История создания стихотворения

Стихотворение «Разлука», написанное в 1817 году, входит в лицейский цикл стихотворений Александра Сергеевича. Этот цикл посвящен годам учебы поэта в Царском Селе. В него входят произведения, написанные за этот период его жизни, немало из них посвящены его лицейским друзьям. 

Пушкин и Кюхельбекер

Также и это стихотворение имеет непосредственного адресата, Вильгельма Карловича Кюхельбекера, сокурсника Пушкина, его лицейского друга, поэта и известного декабриста.

Стихотворение было написано в период окончания учебы в лицее, когда поэт предчувствовал и остро переживал предстоящую разлуку с лицеем и друзьями. Заветный час был близок и тревога нарастала.

Тематика стихотворения «Разлука»

Основной темой стихотворения является тема дружбы, занимающая в ранней лирике Пушкина большое место. Но акцент в этом стихотворении ставится на неминуемую разлуку с товарищами и конкретным другом и родным человеком, каким стал для него за годы учебы Вильгельм Кюхельбекер. 

Разлука Пушкин

Лирический герой стихотворения полон нежных чувств и привязанности к другу юности. Из текста стихотворения видно, как молодой Пушкин относился к дружбе, его лицейский товарищ для него «милый брат», «милый друг», а всех остальных сокурсников вместе он называет «святым братством», которому он будет всегда верен. 

Предстоящее прощание становится тематической основой стиха.

Жанр, направление и композиция

Стихотворение «Разлука» написано в жанре дружеского послания, к нему нередко обращался Александр Сергеевич в лицейский период своего творчества. Этот жанр пришел в русскую поэзию неслучайно, он имеет древние корни, которые начинаются еще в Античности. 

А. С. Пушкин

Изначально жанр послания использовался для обращений по политическим вопросам, позже он трансформировался и стал использоваться для дружеских посланий. Его характерными чертами являются: обращение к конкретному лицу, свободная форма изложения мысли, имитация личного письма. 

В последний период перед разлукой Пушкин чувствует необходимость использования именно этого стихотворного жанра.

Романтизм является тем литературным направлением, в котором творил ранний Пушкин. Все порывы молодой души вылились в ранней лирике поэта. Не стало исключением и стихотворение «Разлука», которое также романтическое.

Кюхельбекер рисунок Пушкина

Дружеский шарж Пушкина на Кюхельбекера

Композиция стихотворения является трехчастной, что позволяет условно разделить его на три тематические части:

  1. Предчувствие близкой разлуки, тревога по этому поводу.

  2. Напутствия и пожелания другу на его дальнейшую жизнь.

  3. Финальная часть является клятвой верности лицейскому братству и своему другу в отдельности.

Стихотворный размер

Именно благодаря Пушкину в русское стихосложение вошел четырехстопный ямб, огромное количество его стихотворений написано именно этим размером. Действительно, звучание ямба характеризует и отличает лирику Пушкина. 

Ямб

В данном стихотворении Александр Сергеевич также использует свой любимый метр – ямб, но его размер, то есть количество стоп в одной строке, в этот раз не соответствует четырем, их число варьируется от трех до шести. 

Так как в стихотворении преобладает количество пятистопных строк, можно заключить, что оно написано пятистопным ямбом.

В стихотворении «Разлука» 18 строк, собранных едино и неразделенных на четверостишия. Весь стих – это единое целое, тот вид написания называется сложной строфой, внутри которой строки имеют определенный тип рифмовки. 

В данном стихотворении встречаются кольцевая или опоясывающая рифма (когда между собой рифмуются 1-ая и 4-ая, 2-ая и 3-яя строки). А также перекрестная, когда окончания рифмуются через одну строку.

Средства художественной выразительности

Эпитеты

Для более точной передач, заложенных в стихотворении смыслов, автор использует средства художественной выразительности. Пушкин применяет очень яркие эпитеты для передачи своего душевного расположения, любви и привязанности к лицейским друзьям. 

Мы встречаем такие эпитеты как «милый», «верный», «хранимый», «родимого», все они передают чувство глубокой нежности.

Пушкин

Метафоры

Для иносказательности Пушкин использует метафоры, это средство также помогает в передаче чувств, только делает это более ярко. 

В стихотворении встречаются следующие метафоры: «в сени уединенья», «верный круг», «внимает наш пенат», «в огне ли смертной битвы». Метафоры иносказательно называют одно понятие при помощи другого.

Сравнения

Еще одним, используемым Пушкиным средством художественной выразительности, является сравнение. Скрытое сравнение используется при сопоставлении лицейских товарищей с братством, а сложившиеся доверительные отношения между ними сравниваются с «верным кругом».

Стихотворение «Разлука», написанное в предчувствии тяжелого расставания пронизано у Пушкина тревогой, волнением о будущем, причем не только своем, но прежде всего о будущем товарищей, которые стали для него уже братьями. Уже пробил час разлуки, и поэт это остро чувствует. 

Прочитывается между строк и чувство ностальгии, охватившее поэта, когда он писал это стихотворение. Ведь именно ностальгия по прожитым в этих стенах годам совместно с товарищами по учебе и светлая печаль об этих уходящих годах и является толчком к созданию этого стихотворения.

Читайте также анализы других стихотворений:

  • Внимая ужасам войны (Н. Некрасов);
  • Песня о друге (В. Высоцкий);
  • Честная бедность (Р. Бернс);
  • Знайте (З. Гиппиус);
  • Забелелся туман за рекой (Ф. Сологуб);
  • Родное (Д. Мережковский);
  • Ты кончил жизни путь (Д. Байрон);
  • Уступи мне. скворец... (Н. Заболоцкий);
  • Братские могилы (В. Высоцкий);
  • У птицы есть гнездо... (И. Бунин);
  • Соловьи (А. Фатьянов);
  • Бабье лето (Д. Аминадо).