Кратко об истории создания

«Братские могилы» - стихотворение, написанное В.Высоцким в 1963 году. Создавалось оно как текст песни, которую впоследствии назвали «На братских могилах». Музыкальную зарисовку автору заказали в Театре на Таганке для постановки «Павшие и живые», но там её не использовали.

Популярным произведение стало благодаря кинофильму «Я родом из детства», где песню исполнил Марк Бернес. Для этого автор провёл редактуру содержания: изменил некоторые стихи. Это есть в его черновиках 1964 года.

Тема стихотворения

«Братские могилы» - это ёмкое, но многозначительное произведение, в котором выражено отношение потомков к событиям Великой Отечественной войны. Высоцкий говорит о людях, отдавших свои жизни на благо Родины, о тех, чьи имена неизвестны.

При анализе стихотворения Высоцкого «Братские могилы» следует отметить символическое значение фразы, вынесенной в заголовок. Им называют не только объект массового захоронения павших солдат, но и место, хранящее память о них, о том горе, которое перенес каждый житель нашей Родины в страшные минуты битвы за её освобождение.

«Братские могилы» - это символ объединения мёртвых и живых. Для последних главное – беречь то сокровенное, что может сплотить народ. В слове «братские» выражено отношение самого автора к погибшим солдатам и призыв к последующим поколениям относиться друг к другу и жить «по-братски».

Жанр и композиция

Данное стихотворение относится к гражданской лирике, написано в жанре элегии.

Композиционно текст делится на несколько частей. В каждом из 4-х катренов обозначена своя тема и идея, которые объединены общей мыслью о необходимости помнить героев своего Отечества.

1 строфа построена чётко, кратко, строго. Благодаря использованию неопределённо-личных предложений автор показывает огромный масштаб трагедии, подчёркивает особое отношение к месту массового захоронения. Он говорит о традициях, которые соблюдаются при посещении памятника: сюда приносят цветы, здесь горит Вечный огонь.

2 строфа начинается с метафоры, передающей накал событий. Высоцкий использует антитезу, основанную на том, что было/ что есть. Он показывает общность трагедии, отсутствие «персональной судьбы». Здесь прослеживается единение народа перед вражеской угрозой.

3 строфа начинается с противопоставления. В неё переходит образ Вечного огня, что создаёт ощущение кольцевой композиции. Использованная поэтом анафора «горящий», ряд однородных членов, указывает, что огонь войны перевоплощается в незатухающее никогда пламя, символизирующее вечную память. 

Автор отмечает хронологию войны: начало (Смоленск) и конец (рейхстаг), а между ними «горящие русские хаты». Все моменты объединены «горящими сердцами солдат», которые сгорели в гибельном пламени.

4 строфа заканчивается риторическим вопросом. Ответ на него понятен каждому: трагедия страны общая для всех, помнить о ней должен любой из потомков тех солдат, которые безымянными лежат в «братских могилах». Забыть о ней – значит совершить предательство по отношению к ним.

Средства выразительности

Для создания образной картины Высоцкий использует различные тропы, приёмы и синтаксические средства.

  1. Постоянные эпитеты: Вечный огонь, Братские могилы.

  2. Метафоры: вставала земля, горящее сердце.

  3. Анафора в 3-ем катрене (горящий).

  4. Синтаксический параллелизм в 1-й и последней строфе: «На Братских могилах не ставят крестов».

  5. Антитеза:

А) Здесь раньше — вставала земля на дыбы,

А нынче — гранитные плиты.

Б) между 1-2 и 3-4 строфами.

Используя повторы, поэт заставляет читателя обратить внимание на то, что каждый

должен свято хранить в памяти подвиг солдат, павших на полях Великой Отечественной войны.

Стихотворение-песня В.Высоцкого звучит как гимн павшим героям. Это призыв к потомкам чтить тех, кто отдал свои жизни ради мира и добра.