Кратко об истории создания

Фёдор Кузьмич был искренне влюблён в Анастасию Чеботарёвскую. Она была женщиной, которая наполняла его духовный мир, дарила чувства.

Бытует мнение, что стихотворение написано в тот момент когда, писатель был с ней в разлуке. Данный факт ложный, его нельзя принимать во внимание. В этом легко убедиться: датируется сочинение 1885 годом (и 27 июня). Анастасии было только 8 лет, а познакомились они с Фёдором в 1907 году.

Широкое распространение строки нашли спустя 15 лет, когда отобрались в печать.

Тема стихотворения

Главная тема стихотворения – чувства лирического героя, который подвергся влиянию одиночества. Оно ему не неприятно, но и не доставляет удовольствия. Не щемит сердце, но в то же время тяготит мысли. Ему хочется, чтобы был дом, где его ждут, где царят уют и тепло. Герой понимает, что это возможно с конкретным человеком, встреча с которым ещё впереди. Этот человек и станет воплощением домашнего очага. Он таит надежду, что встретит того самого среди тысяч других и обретёт счастье. И эта надежда не должна погибнуть, герой её сохраняет, потому что даже «огонь можно воскресить».

Жанр и композиция

При анализе стихотворения «Забелелся туман за рекой» появляется мысль, что отнести его можно к элегии. Это действительно так, потому что есть все указывающие на то признаки:

  • философская наполненность;

  • лирические размышления о жизни или их итог;

  • романтический пейзаж.

Состоит произведение из трёх строф, каждая из которых имеет по четыре строки. Они дополняют друг друга, развивают мысль. По смыслу их можно разделить на несколько частей:

  1. экспозиция – создание пейзажа и ввод во внутреннее состояние, состояние души как намёк на развитие событий;

  2. внутренняя борьба – здесь рассказывается о самом одиночестве, о том, как герой его переживает. Он занимается костром, окутанный красивым пейзажем, и мечтает о светлом, ярком цвете жизни;

  3. итог – герой встаёт и уходит домой. Он покидает это место, сохраняя мысли и надежду. А между тем видны огоньки, они появляются как воплощение негаснущих мечт. Счастье уже близко, нужно только подождать. Маленький огонёк может стать ярким пламенем.

Средства выразительности

Символисты, грубо говоря, делятся на две группы: те, что наравне с символами широко используют средства выразительности, и те, что к ним почти не прибегают. Проведя небольшой анализ, можно выявить, что Сологуб оказался во второй категории. Он применил:

  • метафору (лексическое средство) «воскресить огонь»;

  • анафору (единоначатие, синтаксическое средство) – последние строки в первой строфе, а также строки второй строфы, располагающиеся в середине, начинаются с союза И.

Такой небольшой набор тропов не обозначает, что автор не обладает красноречивостью. Сологуб выбрал другой путь, использовал не тропы и другие средства выразительности, а множественные символы, которые несут в себе образность и смысл.

Таким образом, стихотворение представляет лирику писателя. Причём, лирику начала творческого пути. Оно может показаться «сухим», оттого прозаическим. Однако если провести небольшой разбор, убедиться можно в обратном. Автор искусно описал свои чувства не с помощью метафор, а с использованием символов, передающих главный замысел и посыл.