Анализ стихотворения «Жираф» Н. С. Гумилёва

«Жираф» Гумилёва: история создания

Образ лирического героя

Стихотворение «Жираф» Гумилёв создал в 1907 году, а в 1908 году оно было впервые опубликовано в его стихотворном сборнике «Романтические цветы», изданном в Париже и посвящённом Анне Андреевне Горенко (впоследствии взявшей фамилию Ахматова). На момент написания стихотворения Гумилёв считал её своей невестой, дважды делал ей предложение, хотя оба раза получал отказ. Отсутствие взаимности толкало поэта даже на попытки самоубийства. Однако со временем Анна изменила своё решение: пара всё же поженилась в 1910 году.

Некоторые ошибочно считают, что «Жираф» был написан Гумилёвым под впечатлением от путешествия в Африку, но на самом деле к тому времени он ещё не был в африканских странах, хотя и путешествовал по Ближнему Востоку после отказа Анны Горенко. Африка же привлекала его с детства, а жирафа он захватывающе описал ещё до того, как увидел его вживую — и благодаря поэтическому мастерству и художественным средствам это величественное животное ярко увидели и многие поколения читателей.

В путешествие по Африке Гумилёв отправился в 1909 году — как раз на средства, полученные от сборника «Романтические цветы». После этого он признавался, что пресыщен новыми впечатлениями, устал от Каира и декоративных жирафов. Но на момент написания стихотворения жирафы ещё были для него далёкой манящей мечтой.

Критики с иронией отнеслись к стихотворению и ещё долго в литературных кругах за глаза называли самого Гумилёва «изысканным жирафом» за его желание уйти от суровой реальности в красивые идиллические миры.

Анализ стихотворения

История написания произведения

Произведение относится к литературному направлению акмеизм, как и творчество Гумилёва, которого называют «отцом» этого модернистского течения начала XX века. Акмеисты как класс ставили своей целью создавать «искусство ради искусства», противостояли принципам символизма и выступали за материальность, конкретику образов, ясность языка и точность слова. Но в 1907 году автор ещё только открывает для себя и пробует применять в написании те принципы, которые позже будут считаться акмеистическими.

Жанр произведения — любовная и философская лирика. Это также жанровая сценка — разговор с собеседницей, в который включены описание экзотических африканских пейзажей и портрета жирафа.

Стихотворный размер — четырёхстопный амфибрахий, рифма — перекрёстная (АВАВ). Считается, что такой стихотворный размер наиболее подходит для описания лёгких и спокойных чувств, поэтому он удобен при чтении стихотворения «Жираф».

Образ лирического героя

Таинственный рассказчик, от лица которого идёт повествование о жирафе, предстаёт перед читателем путешественником, который побывал в экзотических местах, видел своими глазами и сохранил в памяти озеро Чад, прекрасного жирафа, тропические сады, пальмы, вождя и чёрную деву. Он — мечтатель и романтик, спешащий поделиться увиденным со своей слушательницей, рисующий перед ней удивительные картины, приглашающий вслед за собой в далёкий неизведанный мир.

Одновременно с этим лирический герой является влюблённым молодым человеком, который, хотя и не понимает тонкости женской души, отчаянно пытается найти контакт со своей возлюбленной, но она — девушка с грустным взглядом, отгородившаяся от него и обнявшая руками колени, не хочет слушать эти сказки. Влюблённый герой сталкивается с непониманием, видит её слёзы, и это приводит его в растерянность. В тексте произведения чувствуется его беспомощность перед её плачем, однако он снова и снова пытается говорить с молчаливой слушательницей.

Читайте также анализ стихотворения Н. Гумилева "Шестое чувство".

Противопоставление двух миров

В произведении описаны два мира:

Подробный разбор, тема, основная идея и смысл стихотворения

  1. Реальный — серый и мрачный, с постоянными дождями и «тяжёлым туманом», словно бы придавливающим к земле. Вероятно, он является отражением России того времени, в которой происходили страшные перемены. В этом мире происходит разговор автора с возлюбленной, в нём же живёт лирическая героиня. В её чертах угадывается сходство с жирафом: она изящная, стройная, с тонкими руками, но этот образ подчёркивает её беспомощность перед безысходностью окружающей действительности.
  2. Африканский — в противопоставление реальному, слишком яркий, манящий и таинственный, более живой, с живописной природой и настоящей экзотикой. В этом мире живёт жираф: его образ своей утончённостью перекликается с образом героини, но, в отличие от неё, он окружён не серостью, а чудесами, он свободен, а его бег сравнивается с радостным птичьим полётом.

Лирический герой, будучи мечтателем, делает выбор в пользу мира фантазий. Он хочет подарить райскую страну и своей возлюбленной, знакомя её с далёкими образами, чтобы вытащить её из мрачного «сегодня», но не добивается успеха. На противопоставлении двух совершенно разных миров и строится конфликт произведения.

Тема и идея «Жирафа» Гумилёва

В стихотворении затрагиваются такие темы и идеи, как:

  • тематика экзотических стран;
  • мечты и побег от мрачной реальности;
  • любовь;
  • взаимопонимание между людьми, между мужчиной и женщиной.

Филолог Д. В. Соколова условно разделяет стихотворение на две части: конкретную, в которой затронута тема далёких африканских стран, и абстрактную, в которой можно увидеть проблему сложных отношений главного героя и героини.

Художественные средства и композиция

Заметив, что девушка грустна, рассказчик стремится поднять ей настроение, так как любит её, она ему небезразлична. Он делает это так, как умеет — красивыми и подробными рассказами о далёких островах и экзотических местах, в которых он побывал. Его увлекают «весёлые сказки таинственных стран», с помощью которых он убегает от серой дождливой повседневности, поэтому он не сомневается, что они порадуют и его избранницу.

При этом нельзя сказать, что герой постоянно бежит от реальности в свои грёзы: наоборот, мечты придают ему сил, заставляют строить планы и стремиться к прекрасному, туда, где «изысканный бродит жираф». У него неприземлённое восприятие реальности, он умеет закрывать глаза на серость, дожди и туманы и видеть в жизни что-то положительное.

Таким образом, одна из главных мыслей стихотворения заключается в ценности мечты, которая может дать душе приют в пучине тревожных будней. Автор демонстрирует, что любой человек, оторвавшись от вдыхаемого ежедневно «тяжёлого тумана», может взглянуть на мир иначе и увидеть в нём много прекрасного.

Но девушке не нужны сказки о счастье: она хочет счастье настоящее, а мечтательные разговоры мужчины о прогулках по экзотическим мирам только сильнее доводят её до слёз. Однако после слов «Ты плачешь?» он снова рассказывает о жирафе, будто не знает, как вырваться из замкнутого круга.

Произведение Гумилева

Интересно, что в этом стихотворении Гумилёв словно предвидел свои дальнейшие отношения с Анной Ахматовой: она тоже не была особенно впечатлена его сказочными историями о путешествиях в далёких странах. Смысл произведения заключается в том, что у влюблённых разные ценности, которые, даже если они прекрасны и возвышенны, могут оставаться ненужными или непонятными для другого.

Композиция и средства выразительности

Жанр стихотворения

В стихотворении «Жираф» прослеживается его сходство с народными сказками. Произведение делится на две части, мастерски вплетённых одна в другую — реальный мир, в котором грустит героиня, и рассказ лирического героя о жирафе. Кроме того, оно состоит из пяти четверостиший. В последней строфе слова о жирафе звучат рефреном, то есть здесь присутствует кольцевая композиция.

Относительно короткое стихотворение наполнено большим количеством художественных средств выразительности, которые используются для передачи настроения героев и создания экзотических образов. Оригинальные тропы и психологические акценты, расставленные при помощи интонаций, придают стихотворению особое очарование и поражают читателей. Благодаря всем этим приёмам даже жираф кажется не обычным животным, а неким мифическим созданием наподобие пегаса, ради которого стоит отправиться в дальние края, чтобы увидеть его.

Ритм стихотворения — мелодичный и неторопливый, звуки неестественно протяжны, что придаёт тексту некую магию и волшебство.

К используемым в стихотворении средствам выразительности относятся:

Что автор использовал в стихотворении Жираф

  • эпитеты: «изысканный жираф», «волшебный узор на шкуре», «грациозная стройность», «весёлые сказки таинственных стран», «немыслимые травы», «цветные паруса», «радостный полёт»;
  • сравнения: «он подобен цветным парусам корабля», «бег плавен, как радостный птичий полёт»;
  • олицетворения: «осмелится луна», «много чудесного видит земля».

Кроме того, автор использует анафору: «особенно грустен, особенно тонки». Повтор «далёко, далёко» поэт мог бы написать через дефис, однако запятая между повторяющимися словами позволяет читателю сделать остановку, чтобы сразу почувствовать спокойную и плавную походку и неторопливость величественного животного.

Описанию жирафа в тексте уделено целых десять строк, тогда как портрет героини умещается всего в две строки. Но это всё равно позволяет легко нарисовать её образ: она красива, грациозна, грустна, руки тонки. В своей оценке этого стихотворения Сергей Есенин упоминал, что в строке «И руки особенно тонки, колени обняв» Гумилёв использовал неправильную грамматическую конструкцию. Правильно это бы звучало: «руки, колени обнявшие». Но неправильность конструкции, наоборот, продемонстрировала мастерство автора: при прочтении сразу можно увидеть позу девушки и нарисовать в своём воображении яркий образ.

Мир, в котором живёт героиня, напротив, описан почти без использования художественных средств. Единственный эпитет «тяжёлый туман» словно противопоставляется летящему, свободному бегу жирафа.

Ещё одно косвенное сравнение присутствует в строчке о чёрной деве и страсти молодого вождя: с ним можно сравнить героя, который со всей страстью и обуреваемыми эмоциями рассказывает возлюбленной об экзотических странах, тогда как она грустна и «черна», как описываемая дева.