Восточнославянские племена

Таким обозначением наградили 12 племенных союзов. Они обозначены списком.

  1. Поляне (основатели Киева).

  2. Древляне (построили Искоростень).

  3. Дреговичи.

  4. Радимичи.

  5. Волыняне (некоторые ученые признают в них часть дулебов, это основатели города Луцк).

  6. Кривичи («полочане» и «смоляне» и др, основатели городов Полоцк, Смоленск, Изборск).

  7. Словене («ильменьцы», в будущем население Ладоги и часть г. Новгород).

  8. Северяне (основатели городов Чернигов, Новгород-Северский и Гомель).

  9. Вятичи.

  10. Уличи.

  11. Тиверцы (основатели града, который располагался на месте Белгорода Днестровского).

  12. Белые хорваты (основатели старого поселения, на месте которого позже появился Львов).

Основные занятия восточных славян

Потомки восточных славян, которых проходят в 3 классе на окружающем мире, по своим занятиям ничем не отличались от славян южных или западных. В их стане были преимущественно земледельцы. В отличие от инородцев, живших с запада (Карпаты), с востока (степи юго-восточной России) и с севера. Те являлись или скотоводами. Или рыбаками-охотниками.

Общественный строй

Потомки восточных славян 3 класс

У того этнического массива, о котором мы ведем речь, существовало 3 формы общественного строя – родовая община, соседская община и княжество. Отличались они именно структурой.

1-й вариант представлял собой большую группу родственников (до 100 человек), живущих сообща. Т.е. единым «гнездом» (в южном варианте «хутором», а в западном – «кучей»). Речь о паре основателей рода (прабабушки и прадедушки) и о семьях сыновей и внуков (проживающих в той же локации). А вторая разновидность – это «осколки», такого большого рода («большая семья»), в которой внуки основывали свои семьи уже где-то отдельно от родового «гнезда». Такой род составлял уже не больше 20-30 человек, часто имея не только отдельное хозяйство, но и располагаясь на заметном расстоянии (ведь нужны были земледельческие и охотничьи места).

Наконец, третья альтернатива общественного устройства касалась наиболее развитых племенных союзов. Здесь все роды (собранные в племена, а на более высшем уровне в те самые союзы племен) управлялись единым человеком (военным вождем) не только во время боевых конфликтов с соседями. А вообще всегда. Такие авторитетные личности прозывались «князьями». Так что «княжества» у некоторых восточных славян были еще до появления Руси. В частности, свои («природные») князья были у полян и древлян (заседали в городищах-столицах). Позже (к 9 веку) появились и у остальных племен.

Верования

Следует строго разделять изначальных богов славян (доставшихся им еще от предков). И божеств периода войн, те родились в мифологии в период расселения славян (их походов по Европе в 6-7 вв).

2-я важная вещь – триединое устройство Вселенной. Нижний мир Потустороннего – навь. Средний, «человеческий» – явь. Верхний, для духов предков – правь. Система мироустройства изображалась закодированным в орнамент Мировым Древом. Корни – низ, нижние ветви – центр, верхняя крона – купол.

Ниже указаны группы богов.

К старым относились Макошь (богиня-покровительница земледелия), Велес (помощник скотоводов) и Морана (Мара, Марь). Последняя олицетворяла любое несчастье. От болезни (мор), до холода (мор-оз). Мрак раньше обозначал не темноту, а ночной холод (родственник мороза). Имя духа Мары даже скрыто во всех стихиях, где можно утонуть (мор-е и мар-ь).

К новым персонажам пантеона относились Хорс, Сварог или Ярило (Солнце). Также Сварожич (Солнце – отец Огня, а Огонь – покровитель всех кузнецов). Более поздним (самым ГРОЗным) божком стал Перун (буквальный перевод «ПЕРвый» в ряду). Его навязали славянам Рюриковичи.

Разумеется, существовали у наших предков олицетворения иных стихий – Даждьбог (податель дождя), Стрибог (буквально «потоков бог» – податель ветра), Род (человеческая судьба, начиная с рождения, которым управляли Рожаницы и Берегини) и дух Семаргл (охрана посевов). От поморских славян распространился на юг культ огненной птицы Рарог (Ререг, Жар, Рюрик, Рагощ).

В заключение скажем: всем богам, божкам и духам восточные славяне приносили жертвы, будучи твердо уверенными в том, что без этого не будет ни урожая, ни Солнца, ни ветра, ни дождя, ни деторождения. Славянское язычество с последней четверти 10 века «вплеталось» в христианство.

Возможно, вам также будет интересно: