Свобода

Возможность решать, где и как жить, чего хотеть, о чем мечтать — такова концепция свободы в поэме. Герой, лишенный с детства выбора (в 6 лет он взят в заложники и увезен от родных), решает взять свою судьбу в свои руки.

В произведении не говориться, что он бежит от невыносимо тяжелых условий существования. Акцент ставится на том, что монастырь — тюрьма для него, потому что он эту обитель не выбирал. Даже будь это роскошное поместье, дворец, где юноша жил бы как турецкий султан, это все равно был бы плен, несвобода.

Мцыри похож на героя лирического стихотворения Пушкина «Узник», который ассоциирует себя с «вскормленным в неволе», но все же мечтающем о полете «молодым орлом». Так и молодой послушник готов заплатить любую цену за краткие часы свободы.

Ведь с рациональной точки зрения у юноши нет ни единого шанса на успех. Он оставлен в монастыре в возрасте 6 лет, с трудом вспоминает лица близких, помнит, что в родном ауле была река, а крыльца его дома сидели старики. Это все, ни названия, ни расположения он не знает. Ориентироваться в природных условиях не умеет, в свои 16 лет знает только отдаленный монастырь.

Подобно революционерам-подпольщикам из романа «Мы» Замятина, свобода видится где-то за стеной, за пределами идеального и упорядоченного мира. Даже неудачное восстание сломает стену. Пусть в смерти, но Мцыри обретает свободу.

Сила духа

Стойкость, отказ сдаваться, способность выносить трудности — все это называют силой духа. И юный послушник из поэмы Лермонтова воплощение этих качеств. Известно, что поэт идеализировал народы Кавказа — свободные, как птицы, гордые, как горы. Именно так и описан Мцыри.

Уже ребенком он не жалуется, не плачет, не разговаривает, а просто «тихо, гордо умирал». Кажется, что жизнь в монастыре усмирила упрямого ребенка — он начал разговаривать, его крестили (скорее всего, мальчик родом из чеченской семьи, а значит, мусульманин) и он готов принять постриг. Во всяком случае, так думают монахи.

Как скромная Маша Миронова из «Капитанской дочки» в тяжелую минуту решается совершить невозможное — получить свидание с императрицей, чтобы спасти дорогого человека. Так и Мцыри видит в грозе, испугавшей жителей обители, знак и возможность побега. Когда юношу находят через три дня, он болен, ранен и сбросил маску смирения.

Рассказ-исповедь героя и составляет основное содержание поэмы. Характер юноши полностью раскрыт — это гордый, страстный и настойчивый человек. Его не останавливают неудачи, он готов искать дорогу в родной аул снова и снова. Подобный характер изображен в «Кавказском пленнике» Толстого — Иван Жилин ни на минуту не сдается, постоянно строит планы, никогда не приходит в уныние.

1651577_7.jpg

Счастье

На первый взгляд странно в Мцыри подбирать аргументы к сочинению на тему счастья. Действительно, счастливым юного обитателя грузинского монастыря назвать нельзя. Его разлучили с семьей в 6 лет, он прожил в далеком храме около 10 лет, а его побег принес ему только разочарование и боль. Но поразительно, с какой силой и упрямством юноша пытался стать счастливым. Точнее он пытался вернуться в состояние былого счастья.

Ведь для Мцыри счастье — это возвращение в минувшие дни, в родной аул, к свободе и согласию с самим собой. Такое представление о прошлом нередко в произведениях классической русской литературе. Так Раневская из «Вишневого сада» с тоской и любовью говорит о счастливой жизни в поместье, когда все было хорошо, а вишневый сад был вечно в цвету. Но реальность оказывается неумолима — вернуться в прошлое невозможно, сад состарился, а имение разорено.

Счастье ведь трудноуловимое понятие. Это что-то, наполняющее душу радостью и покоем, только это «что-то» для каждого свое. Андрей Болконский из «Войны и мира» верит, что перестанет быть «старым, уродливым дубом» в браке с юной Наташей. Именно чувства и мысли об этой девушке делают его счастливым. А вот несчастным его как раз делают воспоминания, отравляющие его душу виной и горем.

Мцыри верит, что обретение семьи, жизнь в родной земле вернет его в беззаботное детство. Этим и вызван его протест, даже гнев на монахов. Пусть они хорошо к нему относились (по сути, спасли жизнь), но почему они не дают ему быть счастливым? Он не может радоваться их радостями (покой, мир, размеренная жизнь), ему нужно другое.

Родина

Герой стремится на свободу, не желает смириться с жизнью в монастыре, а все потому, что любит. Только не девушку, а свою далекую родину. Его любовь — это пылкая, романтичная страсть. Он не задается вопросом, сумеет ли добраться, сколько идти и в какой стороне лежит аул, откуда его отвезли много лет назад. Но готов к любым испытаниям. Даже израненный, он пытается найти «крутые и темные скалы» своего детства. Его неудача — результат не слабости духа, а истощения тела.

Мцыри мог бы повторить слова Некрасова «не небесам чужой отчизны, — я песни родине слагал!» (стихотворение «Тишина»). Для него родная земля воплощение всего хорошего, что есть на белом свете. Когда он понимает, что никогда туда не вернется, то без сожаления умирает.

Если основная тема поэмы — право на свободу, то родина выступает как место «где люди вольны как орлы», где живут те, кому судьба героя не безразлична, где мир не скучный и унылый, а яркий, наполненный «тревогами и битвами». Все хорошее, на что надеется юноша, чего жаждет от жизни, находится там,в далеком ауле, на родине.

Такая любовь к родине, как к воплощению знакомых мест, довольно типична для Лермонтова. В стихотворении 1841 года «Родина» он, после признания, что и сам не знает, за что любит свою отчизну, просто перечисляет, что трогает его сердце: степи, леса, проселочные дороги. И даже не пытается найти причину своей привязанности — любит, потому что любит.

1677278901_papik-pro-p-illyustratsii-boi-s-barsom-2 (1).jpg


Природа и человек

Приводя аргументы из текста «Мцыри» нельзя не заметить какую исключительную роль играют в поэме пейзажи. Природа, увиденная глазами героя двойственна. Это стихия свободы и красоты с «темной грудой скал», «свежестью горных вод» и «зубцами далеких гор». Но вскоре юноша ощущает собственную чуждость, почти враждебности миру природы, ночь смотрит на него «миллионом черных глаз», а гор, к которым он направлялся, нигде не видно.

В сцене сражения барса и Мцыри полностью выражено двойственные взаимоотношения природы и человека. Они сражаются друг с другом, но одновременно юноша испытывает восхищение перед могучим зверем, словно воплощающим всю мощь стихии.

Многие писатели видели в отношении человека к природе, некий маркер его духовных сил». В романе Тургенева нигилист Базаров утверждается, что «природа не храм, а мастерская», что для автора равнозначно признанию в собственной ущербности.
А Тютчев резко восклицает, что природа «не слепок, не бездушный лик…» Для него это живое существо, обладающее душой. А те, кто этого не понимает, те «не видят и не слышат».

Надежда и отчаяние

Герой поэмы долгие годы живет надеждой вернуть свою прежнюю жизнь, стать свободным и счастливым. Он выглядит успокоившимся, но вспоминает свою родину и семью каждую ночь. Его побег — попытка воплотить в реальность свою самую заветную мечту, дать выход своей «пламенной страсти». Когда Мцыри не удается найти путь домой, он умирает, словно отказываясь смириться с неудачей, не желая жить в мире, где его надежда никогда не сбудется.

Тема напрасных надежд и отчаяния часто занимала писателей. В «Гранатовом браслете» незначительный чиновник Желтков годами живет своей любовью к светской даме Вере Шеиной. Но когда его заставляют взглянуть правде в лицо, он отказывается от своих чувств. И вскоре убивает себя, не видя смысла жить дальше. Для большинства авторов ложная надежда всегда ведет к отчаянию, только ухудшая страдания окружающих. Так в пьесе «На дне» Горького воздушные замки, которые так щедро показывает обитателям ночлежки старичок Лука, никому не помогают. Напротив, окончательно лишают надежд опустившихся людей.

Одиночество

Молодой человек, попавший в монастырь ребенком, живет во внешнем согласии с порядками обители. Кажется, никто не подозревает, что в душе Мцыри отвергает их мировоззрение. Юноша совершенно чужд людям, среди которых вырос.

Читая «Мцыри» и подбирая аргументы к итоговому сочинению нельзя не заметить, насколько одинок герой. Он прожил в монастыре около 10 лет, но впервые рассказывает о своих чувствах и мечтах лишь перед смертью.

Литературные персонажи часто одиноки, но по разным причинам. Если Евгений из поэмы «Онегин» не имеет близких по собственной воле, он отказывает окружающим в уважении. По его утверждению «кто жил и мыслил, то не может в душе не презирать людей», то Ассоль из «Алых парусов» Грина одинока из-за своей «инаковости», ее отвергают сверстники, что заставляет девушку замкнуться в своих мечтах. Для героя поэмы ситуация безнадежна — он оторван от своей культуры, религии, семьи, его одиночество абсолютно. Неудивительно, что смерть Мцыри встречает с облегчением.