Архетипы коллективного бессознательного по Юнгу

Первооткрыватель теории

Известный швейцарский психоаналитик К. Г. Юнг.

Автором теории стал известный швейцарский психоаналитик К. Г. Юнг. В 1916 году впервые все услышали об этом термине в статье под названием «Структура бессознательного», в которой учёный, введя в оборот новое понятие, отметил, что Фрейд первым выявил в анализируемых сновидениях исторически сложившуюся человеческую природу.

При рассмотрении этой теории Юнг продвинулся дальше и обогнал Фрейда, несмотря на принятие от своего учителя то, что его основополагающие идеи о сознательном процессе никак не объясняются физиологией и структурой человеческого мозга, а также то, что по своей воле человек не может творить психику.

Концепция феномена

 Эго — ядро области сознания,

Если говорить об этой теории кратко, то в своей концепции знаменитый швейцарский психоаналитик Карл Юнг доказывал, что личность человека состоит из трёх разных, но взаимосвязанных между собой структур. Эго — ядро области сознания, являющееся центральным компонентом, представляющим собой совокупность мыслей, чувств, ощущений и памятных воспоминаний, с помощью которых человек имеет способность осознавать своё единство и воспринимает себя в виде отдельно взятого индивидуума.

Бессознательное личное сочетает в себе конфликты, моменты и жизненные воспоминания, которые когда-то были значимы для нас, но теперь стали забыты. Это понятие можно также представить как подавленные в сознании эмоциональные впечатления, которым не хватило значимости и яркости, чтобы запомниться.

Краткое изложение

Теория Юнга говорит, что массовое бессознательное представляет собой феномен, исходя из понятия которого каждый индивидуум является носителем опыта всеобщего развития. Он проходит импульсами через структуру мозга и находит своё выражение в схемах поведения, которые активируются в какой-то отдельно возникшей ситуации. Стоит выделить несколько основополагающих тезисов:

Отголоски жития предков-животных.

  1. В глубоко скрытом слое нашей личностной структуры находятся не только составляющие архаической формы человеческого существования, но и отголоски жития предков-животных. В роли главного содержимого психической жизни человека Юнг видел стремление личности к абсолютному воплощению своих способностей и сил, реализации потенциала не только осознаваемого, но и неосознанного.
  2. Наше «Я», согласно Юнгу, не представляется истинным центром психики. Это точка зрения, скорей, современной психологии, которая фиксирует тот факт, что сознание человека находится далеко от бессознательного и при необходимости связи с ним требует больших психических трудозатрат.
  3. Драматичный разрыв между естеством и цивилизацией посеял глобальный человеческий невроз. Он сильно усложняется на протяжении прогресса культурного развития и регресса экологической обстановки. Промышленный переворот еще в большей степени отодвинул человека от его природного бессознательного. Это вызвало увеличение общественных иррациональных сил, психологическую инфляцию, нивелирование людей и возникновение общественного человека с его тяжело преодолимым устремлением к катастрофе. Из-за этого возрастает риск формирования различных массовых психозов и доминирование тоталитаризма.

Теория коллективного бессознательного Юнга гласит, что для максимальной связи с ним требуется амплификация, то есть расширение сознания, осмыслившего свои глубинные основания. Через неё психолог видел не только связь с бессознательным, но и возможность терапии невротических расстройств. Он полагал, что налаживание этой связи ведет, как это ни парадоксально, к индивидуации.

Архаическое наследие человечества,

Юнг всегда старался акцентировать внимание на том, какой мощью и опасностью наделено архаическое наследие человечества, которое таится в конструкциях КБ. Ученый отмечал, что психологически все разумные существа на планете до сих пор находятся на этапе детства. У них нет необходимого опыта для развития и биолого-психической фиксации фактов культуры.

В качестве ресурсов для сдерживания закоренелой агрессивности людей и их постоянного стремления к власти Юнг предлагал провозглашение гуманизма в социуме и демократический строй как форму организации коллективной жизни.

Автор других трудов по психологии, Карл Густав, утверждал: личное сознательное, которое состоит из возможных содержаний, являвшихся когда-либо осознанными, было забыто и вытиснилось из памяти. КБ подразумевало собой, что его составляющие никогда не существовали в самом сознании и ни разу не были приобретены индивидуально, а являются элементом всеобщего наследия.

Структура явления

Важно изучить подробнее глубинный перечень составляющих КБ, чтобы понять его структуру. Краткое содержание параметров коллективной бессознательности:

Структура явления

  • наследственность;
  • совокупность архетипов, которые являются хорошими образцами проявления инстинкта;
  • историческая формация в природе, где поведенческие образы у всех народов абсолютно идентичны, всё это может являться у каждого единственным основанием для утверждения факта жизни души;
  • невозможность воли осуществлять контроль.

Иначе говоря, мы все с рождения подключены к КБ, это передается нам по наследству, информация, поступающая из КБ, не поддается сознанию и явлениям психики, имеющим к ней отношение (воля).

Базовые архетипы

Если исследовать архетипы коллективного бессознательного, то можно отметить такой момент: у всех народов в их опыте КБ присутствуют образы с какими-либо сюжетами, которые повторяются между собой и имеют глубоко спрятанное родство (например, мифы, легенды, предания).

Базовые архетипы

Юнг предложил термин «архетипы коллективного бессознательного». Он их открыл, расшифровал и смог ввести в использование, увидев, как они образуются в племенных и родовых ценностях. Эти архетипы влекут за собой индивидуальные смыслы, эмоции, значения, а также играют роль помощников в выживании племён и народов в трудных жизненных ситуациях.

Это понятие может быть обнаружено в человеческой психике посредством снов и во время вовлечения себя в изменённые сознательные состояния. Следуя философии Юнга, главными архетипами КБ будут рассматриваться следующие:

  1. Мать, олицетворяющая исток альтруизма в личности человека, ощущение связи с ней и природой, поглощение этими составляющими до лишения собственного Я.
  2. Герой, символизирующий своё рвение к борьбе за независимость, к отстаиванию свободы, направляющий себя на преодоление любых препятствий и нацеленный на достижение возвышенной цели.
  3. Старик, олицетворяющий философское мировосприятие, знакомый с нормами, правилами и ограничениями, прошедший через трудности и знающий на собственном опыте их решение, передающий личный и накопленный временем опыт.
  4. Дитя, символизирующее высокую положительную внутреннюю энергетику, независимость в действиях и направленность на творчество.

Мишель Фуко и его мнение

Мишель Фуко и его мнение

У психолога и философа Мишеля Фуко, который был научным представителем антипсихиатрии и основателем Первой французской кафедры психоаналитики, бытовало мнение, что общественная коллективная бессознательность в области психологии — это глубинная совокупность архетипов, а в философии она представляет собой бессознательное в культуре (культурное) и истории (историческое).

Философ представлял в виде текста бессознательное. Во время изучения различных эпох Мишель приметил один момент: «проблематичное поле» присутствует в каждом отрезке времени, которое образуется из обсуждений различных научных дисциплин. Всё это открытие формирует цельную систему знаний. Она возникает в виде конкретного языкового шифра, содержащего нормы, запреты, бессознательно оказывая влияние, определяя мышление и поведенческие особенности, которые находят черты в конкретной эпохе — коллективном историческом.

Проявление у русского народа

Важно понимать, что это явление касается не только какой-либо группы людей, но и целого народа. КБ у русской нации имеет личный архетип Отечества. Если следовать старинной мудрости казаков, то Отечество является подарком наших отцов, дедов и прадедов. Это наша земля, страна и Родина. Отечество — это всё и даже больше, накопленное со старых времён вплоть до наших дней.

Русский народ готов бороться и погибать за свою Родину,

Русский народ готов бороться и погибать за свою Родину, об этом говорит наследие патриотизма. Исторически сложилось, что Отечество у россиян может принадлежать только к имперскому. Благодаря этому архетипу царская империя набрала мощь и перешла в советскую.

Система коллективной бессознательности может составлять отражение природы человека. В случае разрушения коллективных бессознательных архетипов может так сложиться, что произойдут нарушения в психике людей. И наоборот, если народ придерживается своей традиционной культуры, тогда психика нации нормализуется. Поэтому, согласно К. Г. Юнгу, искажение архетипов приведёт к гибели психического здоровья нации.

Некоторые возможные примеры

Примеры коллективного бессознательного в реальности можно выявить во время анализа поведения человека, который пребывает в толпе. Здесь оно проявляется посредством следующих поведенческих типов (говоря научными терминами):

Объединяющее массовость поведения

  • объединяющее массовость поведение во время забастовок и различных выступлений — единый заряженный эмоциональный фон;
  • разъединяющее массовость поведение — тип, где паника и хаос;
  • эмоциональное потрясение людей и механизмы поведения в неординарной ситуации начинают работать с выработанным инстинктом выживания.

Возникновение в семейной жизни

Более простой пример проявления КБ — смерть одного из членов семьи, где есть маленький ребенок. Факт внезапного отключения из коллективного сознательного умершего оставляет соответствующую информацию в психологическом пространстве. Это чувствует маленький человечек, он владеет этой информацией, она относится к нему. Но сознание этого факта не воспринимает, поскольку оно принадлежит малышу и еще не имеет достаточной базы для возможности осмыслить.

Как уберечь ребенка от стресса

Стараясь уберечь ребенка от стресса, от него скрывают, что родной человек умер, то есть выключен из общего психического пространства. К примеру, они говорят, что близкий уехал надолго или улетел в космос. В силу своего возраста малыш верит словам взрослых, он иначе не может.

Но в какой-то момент ребёнок начинает словно оплакивать это событие так, будто знает правду. Он может стать капризным, неуправляемым и постоянно плакать из-за сущих мелочей. Он способен потребовать некую вещь (в том числе принадлежащую умершему) и, не получив ее, начнёт отчаянно оплакивать факт того, что не может прикоснуться к ней. Это и будет ярким проявлением действия коллективного бессознательного.