Назывные предложения из литературы

Особенности и принцип строения

Эти словесные конструкции изучаются в 8 классе. Иначе они могут называться номинативными. Как показывает практика из литературы, назывные предложения могут состоять не только из подлежащего, но и из нескольких зависимых слов, междометий и частиц, в том числе восклицательных и указательных («вот», «вон», «ну и», «какой же» и других эмоционально-оценочных частиц). В качестве наглядного примера для конспекта можно предложить следующие предложения:

Назывные предложения

  1. Вот зелёная калитка, вот старый тополь рядом с ней. Вот река, песчаный спуск.
  2. Что за пухлые щёчки!
  3. Какой потрясающий день!
  4. Ну и метель! Ну и характер!
  5. Какие грустные лица!

Такая синтаксическая конструкция требует, чтобы подлежащим в ней было имя существительное, причём в именительном падеже. В большинстве случаев распространяющим членом предложений является согласованное или несогласованное определение: «Волшебная новогодняя ночь», «Золотая осень с пышно убранными клёнами», «Ослепительное морозное утро». Номинативные конструкции всегда сообщают о существовании явления или предмета в настоящем времени.

Также существуют двусоставные или неполные назывные предложения. У них в роли распространяющего члена выступает обстоятельство со значением места или времени. К примеру: «Скоро зима» (можно дополнить пропущенное сказуемое — «скоро наступит или придёт зима»).

К особенностям номинативных языковых структур также относится их фрагментарность или краткость, имеющая большую ёмкость выражаемого содержания. В этих предложениях указываются только отдельные детали ситуации, которые имеют важное значение для представления читателем общей картины описываемых событий или обстановки.

Используются такие конструкции в отдельных ремарках драматических произведений («Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн», «Уснувшие под снегом деревушки», «Темень. Холод. Тишина»), а также в качестве описательного средства в поэзии и прозаических произведениях.

Основные разновидности

На текущий момент различают 5 видов назывных односоставных предложений (в некоторых учебниках принято указывать 3). Одна из распространённых ошибок учащихся состоит в том, что они путают назывные и неполные предложения, которые могут являться частью диалога или иметь одно лишь существительное без сказуемого.

Примером неполных конструкций служит такой текст: «Ведьмочка спросила Русалочку, что ей надо. „Ножки“, — прошептала девочка. „Ножки?“, — рассмеялась ведьма, — „А что ты мне дашь взамен?“. „Волшебный кристалл“. „Нет, я знаю, что нужно! Голос!“».

Чтобы определить, какой из представленных примеров является неполным или односоставным назывным предложением, необходимо попытаться дополнить их сказуемым («Мне нужны ножки» — «Тебе нужны ножки?» — «Я дам тебе кристалл» — «Мне нужен голос»).

Назывные предложения примеры

Иногда школьники могут путать номинативные структуры с обращениями. Если, к примеру, в тексте встречается последнее, значит, предложение сопровождается пояснительным комментарием:

  1. «Ариадна! Иди к нам!», — звали её подруги.
  2. Для назывной конструкции такое предложение должно выглядеть следующим образом: «Ариадна!», — думал королевич о своей супруге.

Бытийные предложения

Значение этой разновидности конструкций заключается в том, что она утверждает существование (бытие или наличие) предмета, мысли, речи и любых явлений. Подобное предложение констатирует факт того, что объект имеет место в действительности. Подлежащее в конструкции находится в именительном падеже (верно для любой именной части речи). В качестве примеров подойдут следующие односложные предложения:

Односоставное назывное предложение

  1. Звёзды. Река. Бескрайнее чёрное небо.
  2. Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
  3. Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
  4. Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка.

Также примером бытийных или экзистенциальных структур являются первые строки известного стихотворения Александра Блока: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет». Немаловажно уметь различать в тексте предложения со значением волеизъявления, которые тоже могут являться односоставными: «Осторожно! Внимание!», «Хлеба и зрелищ!», «Прочь!», «Вон!», «Караул!».

Отличить такие предложения не составит труда, так как они не сообщают о существовании какого-то конкретного объекта и, следовательно, невозможно добавить подходящее сказуемое для проверки.

Указательные конструкции

Назначение — указывать на предмет и его местоположение. Распространённые назывные предложения этого типа обязательно имеют частицы «вот», «вон», служащие для конкретизации значения. Подлежащее в грамматической основе выражено в именительном падеже. К таким предложениям относятся: «Вот вам софа, раскиньтесь на покой», «Вот лес. Вон речка. Вон пенёк», «Вот моя деревня, вот мой дом родной!», «Вон и тот дом, вон и та ива, а вон дощатый мостик!». Могут встречаться и конструкции с другими указательными местоимениями:

Распространенное назывное предложение

  1. «Столько пирожков!», — вертелось в голове у Семёна, исподтишка поглядывающего на кухню.
  2. Такова судьба.

Предложения, имеющие частицы «вот», при выдвижении на первый план эмоциональной оценки (к примеру, неодобрения или иронии) могут использоваться не только для указания, но и для выражения позиции автора о предмете или герое: «Вот думает это бедняга и слезами так и захлёбывается. Вот они, заячьи-то мечты!».

Оценочно-бытийные структуры

Они помогают оценивать предмет с точки зрения говорящего, часто включают в свой состав восклицательные частицы и произносятся, как правило, с характерной экспрессией. Подлежащее всё так же выражено в именительном падеже. Для примеров можно указать такие предложения:

Сложное назывное предложение

  1. Ну и дела!
  2. Вот это денёк!
  3. Ну и ночка!
  4. Вот тебе, бабуля, и день Нептуна!
  5. Какая погода!
  6. Ну и гроза!
  7. Что за дела-то такие!
  8. Какая удача!
  9. Какие пёрышки!

Однако не следует путать эти предложения с эмоциональной оценкой с конструкциями вроде этих: «Чепуха. Молодец! Ты герой» (этот пример относится к разряду двусоставных неполных предложений с опущенными подлежащими) либо экспрессивными восклицаниями типа «Нахал!» или «Подлец! Негодяй!».

Существуют также и оценочно-бытийные конструкции, которые используются без каких-либо восклицательных частиц. К ним относятся возгласы по типу «Красота-то какая! Лепота!», «Прелесть!», «Чудо!», «Шедевр!», тогда как фразы, состоящие лишь из наречия («Гениально!», «Шедеврально!», «Браво!»), не могут быть отнесены к таким структурам.

Собственно-назывные обозначения

Эта группа обозначений служит для называния предметов, книг и их разделов, картин, журналов, музыкальных произведений, учреждений и т. д. Примеры назывных предложений подобного типа легко найти и в обыденной жизни: «Библиотека», «Парикмахерская», «Универмаг», «Вокзал». Сюда же следует отнести и множество объявлений, а также различных вывесок: «Продаю квартиру», «Доставка!».

Помимо обозначения собственно-назывные конструкции обобщают простые события и являются средством письменного сообщения. Некоторые лингвисты (например, А. Г. Руднев) полагали, что к этому типу относятся и назывные предложения, употребляемые с целью постановки вопроса и дальнейшего размышления о явлении: «Москва… как много в звуке этом для сердца русского слилось!». Такая конструкция также получила название «именительного представления».

Желательно-бытийные и генетивные формы

Суть подобных предложений состоит в передаче читателю желательности называемого. Они обладают характерными структурными частицами «лишь», «если», «только»; нередко добавляется частица-показатель ирреального наклонения «бы». В качестве примеров желательно-бытийных конструкций можно привести следующие предложения:

Назывные примеры

  1. Только бы повезло!
  2. Только бы не дождь!
  3. Лишь бы успеть!
  4. Лишь бы не промокнуть!
  5. Если бы купить!
  6. Если бы не проспать!

Генетивные предложения, в отличие от нормативных, имеют главный член в родительном падеже, лексическое значение которого состоит не только в передаче наличия существования предмета, но и его количественной либо иной характеристики.

Такие предложения часто встречаются в разговорной речи, что связано с важной ролью интонации при их передаче. Они же нередко используются в юмористических либо сатирических произведениях, в эмоционально окрашенных диалогах и в монологической речи: «Смеху-то!», «Народу!», «Вот цветов! Цветов-то сколько!», «Ох и шуму!».

Использование в литературе

Благодаря своей краткости и ёмкости номинативные предложения широко используются в литературных произведениях, причём в самых разных жанрах. Функция такого приёма заключается в сосредоточении внимания читателя на отдельных ярких штрихах обстановки, личных черт кого-либо из персонажей, а также на более полном погружении в атмосферу происходящего.

Номинативные структуры повсеместно используются для описания декораций в пьесе, а также для обозначения времени и места происходящего. Описательный характер такого рода конструкций позволяет их применять не только в качестве ремарок, но и для написания самостоятельных художественных произведений. В некоторых случаях односторонний характер подобных конструкций может специально использоваться для создания определённого эффекта:

Односоставное назывное

Год двадцатый.

Коней одичавших галоп.

Перекоп.

Эшелоны. Тифозная мгла.

Интервентская пуля, летящая в лоб, —

И не встать под огнём у шестого кола (стих Александра Межирова).

Номинативные структуры позволяют автору отдельными штрихами объединять разрозненные детали в одно целое, подчеркнуть стиль и передать быструю смену событий, явлений и предметов. Этот же способ выбрал Пушкин для описания Полтавской битвы: «Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон, и смерть, и ад со всех сторон». Также есть пример и у А. Н. Толстого: «Удар, лязг, одиночный выстрел, вопли, плеск воды, разрыв ручной гранаты».

В современном мире больше всего такой приём прижился в газетных и журналистских жанрах (очерках, репортажах, авторских колонках), хотя многие представители телевизионных СМИ также не брезгуют пользоваться назывными предложениями в своих программах и темах для обсуждений: «Больница. Операционная. Блеск металла и стекла. Бахилы на ногах. Характерный запах хлорки. Мытьё рук. Марлевые повязки. Последние приготовления, шутки, понятные только врачам. „Все готовы? Тогда приступаем“, — вот она, повседневность самой трудной и благородной профессии».

Таким образом, номинативные предложения выступают в роли каркаса. Они используются для описания ключевых деталей события, оставляя при этом читателю или зрителю возможность додумывать некоторые детали при помощи своего воображения.