Что такое парцелляция в русском языке

Что такое парцелляция

Парцелляция (от итал. parcella — частица, от лат. particula) - стилистическая фигура. В литературный язык художественный прием пришел из разговорной речи.

Парцелляция - способ речевого представления предложения несколькими самостоятельными синтаксическими единицами. 

Если кратко, это намеренное разделение предложения на несколько смысловых частей:

«А я осталась в пустом доме. Одна».

При правильном построении предложения мы бы сказали:

«Я одна осталась в пустом доме».

В устной речи парцелляция осуществляется посредством интонации. В письменной — выделяется знаками препинания. 

В разговоре мы, не задумываясь, используем парцелляцию:

«Приду поздно. Часиков в десять»;

«Купи хлеб. И тортик не забудь».

Строение парцелляции

Это присоединительная синтаксическая конструкция. Присоединяться может как отдельное слово, словосочетание, так и предложение. 

Парцелляция строение

Основная мысль выражена в базовой части предложения - теме. Парцелляты - выделенные смысловые отрезки предложения. Они акцентируют внимание на еще не известной информации, т. е. тесно связаны с понятием ремы (тема - данное; рема - новое в предложении).

Выделяться в смысловые отрезки могут разные члены предложения:

Подлежащее и сказуемое:

  • «У меня тут и садик, и огород. И гараж» (П. Нилин).

  • «Ждать! Это было не в его правилах» (В. Катаев).

Определения:

«Мне очень не хватает Гайдара. Большого, доброго, талантливого человека» (К. Г. Паустовский).

Дополнения:

«Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. На освещенном мощными огнями теплоходе» (В. Конецкий).

Обстоятельства:

«Пистолет лежал в траве. Рядом с пустыми бутылками» (С. Довлатов).

Парцеллированной может быть придаточная часть предложения:

«Доберетесь до сторожки лесника быстро. Если пойдете через болото напрямик».

43

Отделять парцелляты от основной части предложения могут разные знаки препинания:

Точка:

«Во всем должны быть смысл, логика. Чувство меры, наконец».

Запятая:

«Это мне показалось странным, и недаром».

Точка с запятой:

«Иду к дому; к самому теплому в моей жизни месту».

Вопросительный или восклицательный знаки:

«Ты что? В своем уме? Отвечай!».

Тире:

«Сложно объяснить, как появляются привычки - и неожиданные притом».

Многоточие:

«Оказывается, я был не одинок... Любили и других» (Ю. Котлярский).

Части предложения, которые несут особую смысловую нагрузку, могут быть выделены новой строкой:

«Мы жили рядом и не поняли, что она и есть тот самый праведник, без которого не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша» (А. Солженицын);

Разновидности парцелляции

Бывают однотипными и многотипными:

Чаще обособлены параллельные конструкции однотипные:

«Язык меняется. Освежается. Обогащается».

В таком случае часто используется градация - усиление признака по нарастающему или нисходящему значению:

«Кругом счастливые лица, все улыбаются. Слышен смех. Какие-то слова. Где-то хохочут».

и могут быть разнотипными:

«К нам приехали гости. Надолго. С детьми и собакой. Повидаться и подготовиться к учебному году».

Зачем применяется парцелляция

Синтаксический прием письменного языка для выражения экспрессии имеет большое значение в художественной литературе и публицистике.

3241

Парцелляция - одно из средств выразительности. Как троп, широко применяется в литературной речи. 

Выполняет такие стилистические задачи:

  1. Характерологическая функция: для передачи внутреннего состояния героя (характеристика героя).

  2. Экспрессивная функция: придает эмоциональность и выразительность.

  3. Выделительная функция: выделяет, усиливает в предложении главное, замедляет нашу речь.

Примеры парцелляции в художественной литературе

В истории литературы находим парцеллированные конструкции достаточно часто.

Чацкий

У А. С.Грибоедова в «Горе от ума» читаем:

«Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок!».

У А. С. Пушкина в «Медном всаднике»:

«Народ

Зрит божий гнев и казни ждет.

Увы! Все гибнет! Кров и пища!

Где будет взять?». 

Особую популярность приобретает этот стилистический прием в Серебряном веке. 

Марина Цветаева писала:

«Не люблю, когда слова - льются. Рвутся - да».

В современной литературе и публицистике это распространенное средство выразительности:

«У нас на корабле был Коля И. Кореец. Фамилия И. Он был тихий, маленький, забитый и грязный. По-русски говорил плохо…. И узбекам он был не свой, и русским — не земляк. Бедолага» (Е. Гришковец).

Расчлененные предложения широко используются в стихотворной речи. Например:

«Не думаю, не жалуюсь, не спорю.

Не сплю.

Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю.

Ни к кораблю» (М. Цветаева).

Парцелляты позволяют кратко, но емко и эмоционально выражать поэтическую мысль.

Современное состояние теории парцелляции

Теория присоединительных конструкций появилась в истории в начале прошлого столетия, а закончила свое формирование к 50-м годам. 

Теория несет свои функции:

  • исследование присоединительных конструкций как феномена синтаксиса;

  • исследование функций расчлененных конструкций и их классификации;

  • исследование роли парцеллятов в тексте как средства выразительности языка.