Философия Кьеркегора

Основоположником данной идеи принято считать датского философа Серена Кьеркегора, жившего в XIX веке. Он заметил, что в философии обращают слишком большое внимание на проблему сущности (эссенции) и бытия в целом, но не рассматривают саму проблему существования отдельно взятого человека. Он ввел понятие “экзистенции” и считал, что философия должна направить силы на то, чтобы помочь человеку разобраться в самом себе, в своем предназначении и в смысле своего существования. В своих работах Кьеркегор выделяет понятия:
  • Неподлинное существование – бездумная жизнь, когда человек не задумывается зачем он рожден и живет по инерции, так же как все, беря за пример жизнь других людей.
  • Подлинное существование – экзистенция, когда человек ищет свой собственный путь в жизни, не подчиняясь обществу, становясь хозяином своей судьбы.
Рис. 1. Карл Теодор Ясперс
Рис. 1. Карл Теодор Ясперс
По пути к экзистенции человек проходит через 3 стадии развития:
  1. Эстетическая. Когда человек живет ради получения сиюминутных удовольствий, основывая свою жизнь на несущественном, и просто “плывет по течению” вместе со всеми. Вследствие пресыщения, итогом этой стадии всегда являются разочарование, тоска и отчаяние.
  2. Этическая. Человек делает обдуманный выбор и ставит в основу своей жизни выполнение долга. Нравственность и добродетель становятся основными спутниками личности на данной стадии развития, а чувство устойчивости и уверенности сопровождают человека на протяжении жизни.
  3. Религиозная. Внешний мир с его страстями перестает управлять человеком. Он сделал осознанный выбор, нашел смысл жизни и живет, согласно своим убеждениям и принципам.
Переход от одной стадии к другой возможен лишь при сознательном выборе человека и его волеизъявлении. Идя по дороге отчаяния, переживаний, забот и страхов, человек, в конечном итоге приходит к вере и находит в ней успокоение. Вера дает осознание подлинного существования, надежду и смысл жизни. Кьеркегор считал, что основная задача человека - обрести самого себя, ибо человек не рождается с осознанием своего предназначения. Сам философ пришел к выводу, что он достиг той самой экзистенции, которой надо добиться каждому человеку. Поэтому, на его надгробном камне высечены слова: “Этот единичный”, дающие понять, что главное в человеке – его индивидуальность и отделенность от общества.
Важно! Сторонники экзистенциализма считают, что настоящая свобода человека – это свобода от общества.

Коротко о понимании идеи

Экзистенциализм рассматривает суть бытия с онтологической точки зрения и считает, что жизнь - это что-то, что не должно быть постигнуто ни путем опыта, ни путем рационалистических и логических размышлений и выводов, а быть чем-то трансцендентным. Иными словами, философия экзистенциализма предполагает наличие иррационального взгляда на вещи, где человек и его жизнь будут рассматриваться как нечто выходящее за рамки логического объяснения. Рационализм рассматривает человека и все существующее как объект. Экзистенциализм же считает правильным рассматривать реальность как единство субъекта и объекта. Еще одно философское течение, называемое “философией жизни”, имеет иррационалистическую идею. Но экзистенциализм, в отличие от философии жизни, стремится к познанию мира не через “переживания”, а через нечто выходящее за его рамки и среднее между “чувственным” и “рациональным”. Рис. 2. Мартин Хайдеггер
Рис. 2. Мартин Хайдеггер

Причины и проблемы

Причины появления экзистенциализма:
  • Обесценивание личности и жестокое обращение с человеком (рабство, концлагеря, массовая гибель на войнах);
  • Страх уничтожения человечества (экологические катастрофы, создание оружия массового поражения);
  • Стремительное развитие науки и техники и их использование против человечества (военная техника, отравляющие вещества);
  • Жесткий тоталитарный режим, обесценивающий человека как личность;
  • Беспомощность человека перед силами природы (стихийные бедствия, катаклизмы);
  • Экономические, политические, нравственные, социальные кризисы (войны, революции, резкая смена времен и власти, быстрый рост технического прогресса).
Основные проблемы экзистенциализма:

Направления

Впервые термин “экзистенциализм” появляется в работах немецкого философа, психолога и психиатра Карла Ясперса в 1931 году. К. Ясперс выделял 2 направления в экзистенциализме:
  1. Религиозный. Носит символический, мифопоэтический характер. Основные представители этого направления: К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер, Ф. Достоевский и др.
  2. Атеистический. Носит критический и нигилистический характер. Основные представители этого философского течения: Ж-П Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, М. Хайдеггер, С. Де Бовуар и др.
Рис. 3. Жан-Поль Сартр. Фото 1967 года
Рис. 3. Жан-Поль Сартр. Фото 1967 года

Философия Ясперса

Немецкий философ впервые ввел понятие “пограничной ситуации”. С экзистенциалистской точки зрения, человек может понять и “найти” себя только в “пограничной ситуации”. Например, в каких-либо смертельно-опасных условиях, когда осознание приближающейся смерти заставляет человека по-иному посмотреть на мир и жизнь в целом, и наступает “озарение”. Ясперс считал, что люди живут неосознанной, бессмысленной жизнью. Решение проблемы он видит в приспособлении человека к миру, во всеобщем гуманизме и в осознанном созидании мира на Земле.
Важно! Экзистенциалисты придают особое значение страху в жизни человека, а Кьеркегор утверждал: “Страх есть головокружение свободы”.

Философия Хайдеггера

Мартин Хайдеггер - немецкий философ, основатель учения о Бытии, посвятил свою жизнь углубленному изучению проблем экзистенциализма. В основе его философии лежит анализ экзистенции. В результате размышлений о феноменологии, мыслитель создал “фундаментальную онтологию” (учение о жизни человека в мире). Важнейший труд Хайдеггера “Бытие и время”, опубликованный в 1927 г., признан одной из монументальных работ XX века. Философ предполагал, что экзистенция – это и есть бытие человека, которое происходит в окружающем его мире, называется “бытие в мире” и состоит из:
  • “Бытия с другими” - обезличивает человека, делает его таким же, как все.
  • “Бытия самого себя” - возможно лишь при осознании собственного я. Человеку, чтобы не потерять себя среди “бытия с другими”, нужно противопоставлять себя другим, отстаивая свою идентичность. Это и есть истинная свобода человека.
Хайдеггер считал, что основной заботой человека должно быть отстаивание своей уникальности и идентичности в затягивающем человека мире. Философия Хайдеггера явилась сильнейшим толчком для развития современной мысли. Рис. 4. Альбер Камю в 1957 году
Рис. 4. Альбер Камю в 1957 году

Философия Ж-П Сартра

Философ из Франции Жан-Поль Сартр является ярким представителем атеистического экзистенциализма. В своих работах он выделял проблему выбора как основную проблему экзистенциальной философии. Основной тематикой во всей философии Сартра является тема свободы выбора человека. Философ считал, что, делая какой-либо важный выбор в своей жизни, человек создает свою судьбу. Такой выбор мыслитель называет экзистенциальным. Исходя из учений Сартра, можно сделать вывод, что свобода человека абсолютна и зависит лишь от его желаний. Иными словами, человек свободен до тех пор, пока у него есть желания, которые станут причиной сделанного им выбора и принятых им решений. Но свобода означает ответственность: за себя, свою жизнь, свои решения и действия. Основной идеей философии Сартра является приоритетность внутреннего мира для человека. Но полное осознание себя возможно лишь через общение и взаимоотношения с другими людьми. В своем основном труде под названием “Тошнота” писатель указывает на то, что человек изначально не имеет цели, а жизнь его пуста и бессмысленна, но лишь через осознание и выбор он приходит к осмыслению, придавая жизни значимость и ценность.

Философия Камю

А. Камю - один из сторонников атеистического экзистенциализма. В своих трудах он выделял проблему смысла жизни, считая, что человеческая жизнь бессмысленна. Одна половина человечества не придает жизни особой значимости, поглощенная ежедневными мелкими бытовыми заботами, другая же, вкладывая в жизнь смысл, растрачивает энергию и целенаправленно идет к своей гибели. В итоге - и те, и другие придут к смерти, к пустоте. А. Камю выделял абсурд, как основную идею экзистенциализма. Писатель приводит 2 основных доказательства бессмысленности бытия (абсурдности):
  • Смерть. Смерть неизбежна, и с ее приходом вся пройденная человеком жизнь перестает иметь значение, все прожитое кажется несущественным и теряет смысл.
  • Ничтожность человека относительно природы. Смертный человек – ничто по сравнению с природой, существующей много лет.
Важно! Идею абсурдности бытия А. Камю четко обрисовывает в своем эссе “Миф о Сизифе”.
Потому писатель приходит к выводу, что смысл жизни человека заключен не в окружающей его действительности, а просто в существовании как таковом. Изучая взгляды сторонников экзистенциализма, можно сделать вывод, что они едины в главном, хотя каждый привнес в эту философию что-то свое. Труды всех основных представителей этого философского направления в значительной степени повлияли на литературу, культуру, искусство и философию в целом. В нынешней философии прослеживается смещение внимания в сторону человека, его проблем и смысла его существования. Еще больше полезной информации по этой теме вы найдете в предложенном видео.