Основу литературы составляют стилистически нейтральные формы, экспрессию и выразительность обеспечивают необычные языковые явления, такие как оксюморон. Он создаёт алогизмы в контексте, которые основываются на противоречии создающих его элементов, возможности совместить казалось бы несовместимые понятия. 

Широко применяется в поэзии и прозаических жанрах, вместе с тем играет немаловажную выразительную роль в повседневной бытовой речи.

Что такое оксюморон в русском языке

Оксюморон определяется как разновидность фигуры речи, главная черта которой сочетание противоположных друг другу понятий. Данное свойство отображено в названии этих выражений, сам термин образован смешением слов «остроумное» и «глупое». 

Оксюморон

Синонимом этого понятия в некоторой степени выступает другое - «игра слов». По своей сути это алогизм, который произрастает из минимальной смысловой связи и противоречия между создающими его значениями, но являющийся одновременно одним целым. 

Эта целостность происходит из создаваемого единого художественного образа в стихах или прозе. Именно эта черта и является отличительной для данного стилистического средства. В случае использования антитезы, в которой также сопоставляются противоположные по смыслу значения относительно одного и того же объекта, новое смысловое значение не образовывается.

Ещё одной особенностью оксюморона являются средства его создания. Обычно это происходит с помощью качественных наречий, оценочных существительных и прилагательных, например: мрачно-игриво. В антитезе хоть и используются оценочные лексемы, но оценка ими проходит на разных основаниях: «я – царь природы, но раб страстей своих».

Оксиморон или оксюморон (с ударением на Ю) – это литературное художественное и искусственное изобретение. Есть ряд исключений, которые давно и массово используются в обыденной речи как стойкие выражения: «сухое вино», «живой труп», «белая ночь». Основная цель использования этих словосочетаний заключается в раскрытии восприятия автора, формировании оригинальности стиля.

Оксюморон, как сочетание несочетаемого, избирательно описывает ограниченные проявления человеческой жизни и всегда содержит их оценку тем, кто его создаёт. Поэтому они так часто используются в качестве названий художественных произведений, кинофильмов и в публицистике, выступая краткими и ёмкими заглавиями.

Антитеза и оксюморон

Противоречивость и необычность противопоставляемых понятий обеспечивает неоднозначность его понимания и восприятия. Это отображает противоположность двух разных точек зрения и способствует синтезированию нового необычного подхода в восприятии описываемого объекта. Вместе это является характерной чертой парадокса: наличие противоречий и одновременное сочетание несочетаемого, которым и выделяется оксюморон.

Это очень неоднородное языковое явление. Классифицировать можно по двум признакам: схеме образования различными частями речи, художественной нагрузке и цели которой пытается добиться автор.

Способы построения оксюморонов в предложениях:

  • существительное и прилагательное;

  • существительное в именительном и родительном падежах;

  • прилагательное (причастие) и наречие;

  • глагол и наречие;

  • категория состояния и существительное в предложном падеже.

Примеры оксюморонов из художественной литературы

52

В художественной литературе, независимо от жанра, они передают подвижный и противоречивый внутренний мир человека:

  • «Смотри, ей весело грустить, такой нарядно обнажённой» (А.А. Ахматова).

  • «Есть тоска весёлая в алостях зари» (С.А. Есенин)».

  •  «Смешная печаль», «озлобленная печаль», «приятная печаль», «приятная злость», «торжественная злоба», «горькая радость» (М. Горький).

Ещё несколько примеров из работ различных писателей:

  • спокойная свирепость;

  • бессильный оптимизм;

  • горестное счастье;

  • трусливая страсть;

  • сладкая боль;

  • беспросветное благополучие;

  • сладкая ноша;

  • бессильная воля.

Модель построения этих сочетаний: приписывание негативной эмоции положительным признакам и наоборот.

К другой группе оксюморонов можно отнести те из них, которые описывают человека:

  • зверски детская душа;

  • добрая ведьма;

  • милая ведьма;

  • неприятно вежливый;

  • весёлые гробокопатели;

  • пожилой школьник;

  • никчёмно чудовищно образован.

Добрая ведьма

Ещё одна группа этих выразительных средств описывает активные действия и чувства:

  • унылый авантюризм;

  • пассивный подвиг;

  • бессильное рвение;

  • грозная вежливость;

  • щедрость бедных к богатым;

  • грубоватая тонкость;

  • сострадательное безразличие;

  • кроткое упрямство;

  • немые разговоры.

Одна из групп может быть разделена на следующие категории:

  1. Человеческая жизнь: нормальная ужасная жизнь; нормальное тяжёлое детство; нормальная скучная история.

  2. Описание окружающего мира: поющая тишина; звучная тишина; лютая жарь.

  3. Производные человеческой деятельности: мирный атомный взрыв в Чернобыле; скверное чудо; высокий балаган.

  4. О богатом переживаниями отношении к чему-то важному: «О дорогой, единственный, никчёмный наш русский язык, которым мы все повязаны здесь до смерти»; «прости мне, родная страна, за то, что ты так ненавистна»; «прости мне, родная чужбина, за то, что прикушен язык»; «книжные выдумки, лживые и пленительные».

Все приведенные категории иллюстрируют восприятие человека, его чувства и их внутренний диссонанс. Их роль заключается в выражении оценки, при этом они могут иметь разную стилистическую направленность, которая зависит от общего контекста.

Примеры из жизни, обыденные оксюмороны

Использование в бытовой речи выражений, сочетающих несочетаемое, выполняет те же функции, что и в художественных произведениях: усиление красноречивости, отображение отношения говорящего к тому или иному явлению, сдвиг смысла с обычных точек зрения. 

Грустный клоун

Кроме расхожих, «крылатых парадоксов», в обиходе используются и авторские, что также создаёт индивидуальный стиль в общении. Такие словосочетания играют важную роль в развитии языка и трансформации значения разных социальных явлений:

  • большая половина;

  • красноречивое молчание;

  • жидкие гвозди;

  • сухая вода;

  • Старый Новый год;

  • печальный смех;

  • загробная жизнь;

  • виртуальная реальность;

  • оригинальные копии;

  • широко закрытые глаза;

  • летняя шуба;

  • пить за здоровье;

  • единодушные разногласия;

  • доброжелательный враг;

  • женатый холостяк;

  • падение вверх;

  • долгий миг;

  • заклятый друг;

  • публичная тайна;

  • ласковый мерзавец;

  • счастливый пессимист;

  • швейцарский беженец;

  • откровенная политика;

  • честный политик.

Оксюморон - не просто средство выразительности, это языковое явление, основная функция которого отображать индивидуальное авторское отношение к самому себе и окружающему миру. 

Обогащая язык устоявшимися выражениями, этот литературный приём способствует изменению понятий, делая их более актуальными как в художественной литературе так и живом, народном языке.