Кратко об истории создания

Стихотворение наполнено чем-то светлым, но в то же время грустным и высоким. Выбор подобного настроения не случаен. У Дмитрия Сергеевича умерла мать, что не могло не отразиться на его духовном состоянии. Он много размышлял о вечности, о жизненных ценностях и человеческой судьбе. Часть из них воплотилась в произведении «Не надо звуков», которое получило жизнь в 1895 году.

Тема стихотворения

Главная тема – вечность. Это широкое понятие, размышлять о котором можно долго. Автор в своих рассуждениях приходит к тому, что человеческая жизнь не так длинна, поэтому нужно ценить её, уметь оставлять обыденные заботы и предаваться спокойствию и душевному умиротворению. Это то, что необходимо для отдыха и перезагрузки.

После отхода в мир иной всего того, что сейчас есть, может и не быть. Там им просто не остаётся места. И тогда уже ничего нельзя будет исправить.

А покой и принятие помогут справляться со сложными ситуациями. От огромного количества волнений, бесконечных переживаний не будет ничего хорошего, в конечном итоге всё человечество приходит к одному завершению. Жизнь лучше потратить на что-то более стоящее. Между ней и смертью стоит очень тонкая черта, что сам Мережковский осознает и пытается передать в своих строках. Бег времени – та вещь, что ускорять не нужно. Иногда лучше остановиться и подумать о важном, взять и сделать важные вещи, оставив рутину.

Жанр и композиция

«Не надо звуков» Мережковского при анализе стихотворения становится более понятным, его смысл раскрывается полнее. Жанр нельзя определить очень точно, произведение предстает их смешением. Так, можно выделить послание (в данном случае к читателю) и элегию (стихотворение философского и грустного содержания).

Стихотворение состоит из двух четверостиший, которые в смысловом значении предстают единым полотном:

1) начинается всё с зарисовки пейзажа в вечернее время, окутанного безмолвием, спокойствием и статичностью – здесь раскрыта необходимость человека учиться у окружающего мира, природного пространства умиротворению;

2) второе четверостишие развивает эту же мысль, подводится итог; автор прямо просит не вмешиваться в тишину, а, напротив, помочь её сохранению. Чуть ранее раскрытое пожелание повторяется, безмолвие можно получить и от облаков. Они, небо (как что-то божественное) и вечность становятся высокими ценностями, которые преобладают над земными делами.

Средства выразительности

Писатели-символисты отличаются высокой образностью своих произведений. Помимо символов, каждый из которых несёт смысл, широкое применение находят средства художественной выразительности лексической направленности. Даже из восьми строчек можно выделить такие, как:

  • метафора («над землею веет божий дух»);

  • олицетворения («лес безмолвный», «молчаливые облака») – они в данном контексте работают на передачу тишины и спокойствия;

  • эпитет («вечереющие небес»).

Есть ряд однородных членов предложения – «(земные) желания, дела, и слова». Их можно принять за градацию, но нет главного признака этого средства: слова не усиливают или не уменьшают эмоциональность ряда.

Таким образом, стихотворение Дмитрия имеет глубокий смысл, совет от него, который стоит принять во внимание и перенести в жизнь.