История написания

Датируется выбранное произведение зимой 1841 года. Всего через несколько месяцев, летом того же года, Михаила настигла смерть.

Этот период отличался чередом неудач в жизни. На «личном фронте» ждали проблемы, а постоянная служба не дарила духовного удовлетворения. К тому же, власть ограничила свободу слова Лермонтова. Не секрет, что он находился под пристальным её внимании. Новая дуэль не прошла бесследно. Молодого мужчину сослали на Кавказ – место, где он чувствовал себя по-настоящему живым; место, которому была отдана его душа. Может быть, поэт ждал того, что скоро произойдет что-то, что всё изменит. Не просто так словом для начала произведения стало тяжёлое «Прощай».

Тема стиха

Автор говорит о своём недовольстве той политической составляющей, что лежит в основе строя страны. Ему откровенно не нравилось то, что происходило, какие нравы царили в некоторых слоях общества. Лермонтов любил свою Родину и был предан ей, он её патриот. Но это совершенно не относится к власти. Можно и так: любить пейзажи, их красоту и уникальность, исторически сложившиеся обычаи и традиции, но питать негативные чувства к тем, кто стоит в управлении над ними.

Критика имеет место быть, она уместна – это то, что говорит автор. Может быть, жёсткая, но зато правдивая и честная. Лермонтов критикует дворянство, которое действует в угоду высшим чиновникам. Он не признаёт этот уклад, как и всех тех, кто не отстаивает свои позиции, а склоняется перед вышестоящими людьми.

Так быть не должно, нужно что-то менять, иначе страна не встанет на путь исправления и станет безликой. Поэт напрямую заявляет о своём мнении. Настроения лирического героя подавленные: он растерян и находится в глубокой печали.

Жанр и композиция

Композиция состоит из двух строф, в каждой из них наблюдается перекрестная рифмовка (её схема: 1–3, 2–4). Строфы представляют собой отдельные части:

  1. разочарование в происходящем и боль за свою страну;

  2. теплящиеся надежды на светлое будущее.

«Прощай, немытая Россия» Лермонтова в анализе является достаточно простым. Несложно выделить его принадлежность к эпиграмме, имеющей обращение к не одному получателю. Оно для всех – для тех, кто устраивает беспорядок и тех, кто ему подчиняется.

Средства выразительности

Михаил широко использовал художественные средства выразительности. Наряду с привычными метафорами, олицетворениямм и эпитетами употребляется гипербола. Иными словами, это преувеличение. Здесь оно применяется рядом с такими словами, как «уши» и «глаз», которые абсолютно всё слышат и видят, а затем передают в необходимые места.

Метафоры и эпитеты придают обличительной речи более эмоциональный и порывистый характер. Они не просто отражают чувства, а делают их острее и ярче. Так легче воздействовать на читателя и объяснить ему некоторые вещи.

Таким образом, стихотворение далеко от воспевания царской России. Оно открыто говорит о её недостатках, о том, как установившаяся система губит страну. Произведение не представляет собой любовное послание к Родине, но это не значит, что этой любви нет.