Средства художественной выразительности

Риторические приемы применяли ещё древнегреческие ораторы, а Аристотель и его ученики классифицировали их по ряду признаков.

Разновидности тропов

Все приёмы, с помощью которых усиливается смысл написанного, условно разделяют на 2 большие группы: лексические и синтаксические.

Языковые средства

Первую категорию образуют тропы — привычные слова в переносном значении.

Писатели и поэты нередко используют это средство, преувеличивая некоторые свойства предмета или наделяя его нехарактерными признаками.

Так часто делал Пушкин, поэтому его стихотворения содержат иносказания, преувеличения, парцелляции и множество других фигур.

В левой части приводится краткое определение термина, в правой — возможные варианты использования.

Примеры взяты из стихов (отрывки), повседневной речи, рекламных и социальных слоганов.

Эпитет — эмоционально окрашенное прилагательное, употреблённое в переносном значении, часто применяется в стихах. Примеры эпитетов: золотая пора, весёлое цветение деревьев, юная весна, крылатые качели, пушистый снег, бархатный сезон, седое утро, горячий спор, мягкий голос.
Олицетворение — придание неодушевлённому объекту признаков, свойственных живым существам. Олицетворение в литературе: злая метель, суровые скалы, восторженная весна, удивлённые незабудки, печальная ива, смеющееся море, безумный ветер, ласковое солнце.
Метафора — выразительный приём, в рамках которого описываемый объект наделяется признаками другого. Средство реализуется с помощью слова или речевого оборота. Горит багрянцем лес, ледяные руки, мурашки по спине, кружевная тень, серебряный ручей, горит огонь желанья.
Сравнение — отражает сходство между двумя объектами, причём оно может быть неочевидным. Примеры: вода, как стекло; вьюга воет, как волк; снежинки, как пушинки; гул, как из бочки; работа не волк, голод не тётка (отрицательное сравнение).
Метонимия — смысл этого литературного приёма в том, что он вычленяет признак или характерную особенность, называя предмет замещаемым словом. Пример: часть вместо целого, объект вместо того, что в нём находится. Расплескалось ведро, съесть 3 тарелки, рука Москвы, закипел чайник, зал аплодировал, дожить до седин.
Синекдоха — частный случай метонимии, часто используется в рекламе и поэзии. Примеры: француз ликует; швед колет, рубит; первая ракетка; береги копейку; волна скидок; коллекция ждёт покупателей; победа над микробом.
Ирония — употребление слова или фразы в противоположном, насмешливом значении. Злая ирония — сарказм. Употребление в повседневной речи и литературе: умная голова — о глупом человеке; всю жизнь мечтал — на самом деле нет; мои хоромы — о скромном жилище; какая красота — о каком-либо происшествии; цвет столицы — о неприятных людях; наш благодетель — о взяточнике.
Гротеск — сложный приём, сочетающий метафору и гиперболу. Примеры гротеска в литературе: Гулливер и лилипуты, «Нос» Гоголя, сны Раскольникова и Татьяны Лариной. Суть приёма в том, чтобы довести до абсурда ситуацию, явление или человеческий порок.

Синтаксические средства выразительности

Эти приёмы называют стилистическими или риторическими фигурами. Они призваны сделать изложение более ярким, насыщенным и придать ему образность. Благодаря специальным конструкциям повествование приобретает нужную эмоциональную окраску. Так писателю или поэту легче донести до читателя творческий замысел.

Тропы и фигуры речи

Античные ораторы воспринимали фигуры, как украшение, несвойственное повседневной речи. Современные филологи склоняются к тому, что стилистические средства — часть языка, без них невозможно представить себе даже повседневное общение, а не только литературные произведения.

Теоретически фигуры и тропы в русском языке — это разные категории, но не всегда удаётся их разграничить. Бывает так, что по некоторым признаками средство может быть отнесено к обеим категориям.

Упрощённо можно разделить так: троп — одно слово, фигура — словосочетание, но есть много исключений.

Поскольку существует несколько грамматических школ, различаются и способы классификации фигур. За основу можно брать ту, что больше нравится — это не будет нарушением языковых норм.

Классический способ группировки предполагает разделение на такие группы:

  1. фигуры слова;
  2. фигуры мысли.

Средства делятся внутри каждой группы.

Фигуры слова

Эпитеты примеры

Отличие этого синтаксического средства — в неизменности конструкции.

Фраза используется в одном виде.

Если изменить, убрать или добавить любое слово, контекстный смысл будет искажён или утрачен.

Список часто употребляемых фигур:

  1. Прибавление. Повторение одного слова несколько раз с целью усиления. Части речи отбирают тщательно, иначе не получится достичь нужного эффекта. Вариант применения: «Всё выше, и выше, и выше».
  2. Плеоназм. Употребление рядом синонимов — лексем, близких или одинаковых по смыслу. Пример: «Он его целует и лобызает».
  3. Эллипсис. Пропуск несущественных лексем. Говоря «шампанское», принято обходиться без слова «вино», а вспоминая об оливье, никому не приходит в голову уточнять, что речь идёт о салате.
  4. Аллегория. Используют, когда необходимо иносказательно передать смысл, например, указать на пороки, не обозначая их. Так, ослом называют глупца, лисой — хитрого человека, волком — жадного. Мастером метафорических оборотов был И. А. Крылов.
  5. Пролепсис. Изобразительное средство реализуется двумя способами. 1 — о грядущем событии рассказывается так, как будто оно уже произошло. 2 — называется и объект, и местоимение, относящееся к нему, например: «Петров — он известный лодырь».
  6. Убавление. Сознательный пропуск одного из членов предложения. Примеры: «Решения Партии — в жизнь!», «Пятилетку — за 4 года!». На месте пропущенных слов стоит тире. Во времена СССР убавление использовалось при составлении лозунгов. Сейчас эта фигура востребована, когда нужно художественно подчеркнуть торжественность.

Сложные риторические приемы

Чтобы применять некоторые фигуры, нужно быть настоящим мастером пера. Многие русские писатели и журналисты в совершенстве освоили такие конструкции, поэтому их произведения вызывают всю гамму эмоций. Сложные стилистические приёмы:

Лексические средства выразительности

  1. Перестановка. Нарушение принятой последовательности лексем, инверсия. Цель — придать нужную окраску. В обычной последовательности высказывание может быть нейтральным. Оно же, если применить инверсию, становится торжественным, насмешливым или саркастичным. Пример: «Скоро мы получим ответ» — «Получим скоро мы ответ» — «Ответ получим скоро мы».
  2. Градация. Усиление выразительности с помощью последовательного употребления нескольких слов с усиливающейся значимостью. Варианты: «Найду, догоню, доконаю, замучу!», «Готов растерзать, раздавить, уничтожить». Градация может быть восходящей и нисходящей. Это тот случай, когда языковое средство может быть представлено фигурой слова и речевой схемой. Второе используется в «Сказке о рыбаке и рыбке». Старуха прошла путь от бедной крестьянки до вольной царицы — это восходящая развёрнутая градация.
  3. Полисиндетон. Применяют одинаковые союзы, обычно состоящие из одной буквы, например «и дождь, и снег, и ветер». Средство помогает автору усилить смысл.
  4. Апосиопеза. Намеренная недомолвка для создания интриги, когда присутствует скрытый смысл, но указывать на него прямо нежелательно. Часто обозначается многоточиями, вместо которых читатель может подставить слово или вывод. «Если мы не начнём работать лучше, то…»
  5. Аллитерация. Представляет собой намеренно частое употребление одинаковых согласных букв. Этим приёмом часто пользовался Маяковский, например: «Бей, барабан! Барабан, барабань!» (политический стих).

Редкие конструкции

Синтаксические средства выразительности

Отличие этих приёмов в том, что с их помощью лучше всего удаётся сделать высказывание пафосным, торжественным или подчеркнуть официоз.

Иногда применяют с целью окраски высказывания в насмешливый оттенок.

Стилистические средства:

 олицетворение это в литературе

  1. Апокойну. Конструкция, в которой несколько разнородных дополнений относятся к одному управляющему члену предложения: «Он любил котиков и плотно поесть».
  2. Киклос. Кольцевая конструкция, в которой повторяются 2 одинаковых слова. Варианты: «Товарищи, выходим, не останавливаемся, товарищи!», «Митинг, который не привёл к результатам, не митинг».
  3. Гомеотелевтон. Фигура, основанная на звуковом повторе и ритмике. Часто используется в рекламных целях. «Ваша киска купила бы…» — увидев или услышав эту фразу, человек вспомнит название популярного кошачьего корма. Рифма стала обыденным средством, употребляющимся в повседневном дискурсе.
  4. Хиазм. Выражение, которое можно условно поделить на левую и правую части, причём они симметричны относительно друг друга. Хиазм может быть простым, синтаксически осложнённым или представлять собой хиастический каламбур. В последнем случае изменяется значение слов. «Жить, чтобы есть, а не есть, чтобы жить». «Мы забываем то, что хочется запомнить, и помним то, что желаем забыть». «Внизу — власть тьмы, а наверху — тьма власти».
  5. Изоколон. Представляет собой полный параллелизм. В двух или более фразах изменяется только одно слово, а остальные повторяются в одинаковом порядке. Другой вариант — меняются слова, но сохраняется порядок частей речи. Примеры: «Я лугами иду, я лесами иду», «В тонкие пелёнки пеленала, в тёплые сапожки обувала».
  6. Парентеза. Стилистический приём, основанный на использовании вводных элементов. Примеры: «Эта девушка (мы случайно познакомились с ней на выставке) оказалась интересным собеседником», «Ты, должно быть, утомился».
  7. Литота (преуменьшение). Приём используется поэтами, писателями, а также журналистами и дипломатами, когда нужно сказать о чём-то обтекаемо. Способы реализации могут быть разными — от уменьшительных форм прилагательных до создания сложных конструкций. Примеры: «Восставшие пытаются показать, что они не очень довольны новыми законами», «Мэр купил маленький замок».

Речевые схемы

Речевые схемы, или фигуры мысли, образуют отдельную группу синтаксических средств художественной выразительности.

Они делятся на положительные, используемые с целью достичь нужного эффекта, и отрицательные, которые делают речь неблагозвучной, алогичной или наделяют её другими недостатками.

Виды синтаксических средств:

Изобразительные средства в литературе

  1. риторический вопрос;
  2. восклицание;
  3. обращение;
  4. оксюморон.

Пример риторического вопроса: «Петя, зачем же ты разбил вазу?». Восклицание: «Какое прекрасное лето!». Обращение: «О, родина, о, Русь моя!».

Примеры употребления оксюморона: живой труп, горячий снег, грустная радость, сладкая горечь, плохой хороший человек.

Следует различать оксюморон и стилистические конструкции, подчёркивающие свойства, нехарактерные для объекта.

Например: сладостные мучения (для кого-то они могут быть такими), горький мёд (когда в продукте есть привкус горечи). По некоторым классификациям к фигурам мысли относят также умолчание (апосиопезу).

Некоторые нюансы

Не до конца понимая, с какой целью можно употреблять ту или иную конструкцию, лучше избегать повторов, на которых основано большинство образных средств. Также важно учитывать, что впечатление во многом зависит от роли части речи, которая может быть основной или вспомогательной. Имеет значение и фонетическое окружение.

Кроме синтаксических и лексических средств, существуют морфологические. Это ряд приёмов, основанных на частом употреблении глаголов, прилагательных, существительных или других частей речи. Задачи могут быть разными: передать динамичность, подчеркнуть звуки природы, сделать описание более насыщенным, акцентировать внимание читателя на тревожности, спокойствии, безмятежности и так далее. Умение разбираться в средствах художественной выразительности и применять их по назначению поможет сделать устную и письменную речь богатой, яркой и содержательной.