Для советских людей же атмосфера этого города была по-настоящему удивительной: в нем будто бы остановилось время, напоминая о той стране, которая никогда уже не вернется. Ощущать вокруг себя царскую историю было очень странно в новых советских реалиях – особенно тем, кто знал столицу другой. О романтических чувствах, навеваемых городом, написала Анна Ахматова в своем произведении Стихи о Петербурге анализ которого мы проведем далее.

История написания

Анна Ахматова всегда с особенной любовью относилась к Санкт-Петербургу (в советские годы город был переименован в Ленинград). Она отказалась покинуть город даже в годы Великой Отечественной Войны, когда вокруг него сомкнулась фашистская блокада, фактически лишив запертых людей шансов выжить.

Поэтессе все же пришлось эвакуироваться по состоянию здоровья, но уже в 1944 году она вернулась, чтобы поддержать только что освобожденных ленинградцев и помочь в восстановлении любимого города.

Масштабную работу «Стихи о Петербурге» Ахматова написал в 1913 году – задолго до войны и за несколько лет до того, как Императорская Россия превратилась в Советский Союз. В своем творчестве поэтесса романтизирует образ Петербурга, находя в его достопримечательностях вдохновение и пищу для размышлений.

Тема стиха

Русские поэты XIX и XX века часто использовали свое творчество для того, чтобы признаться кому-то в чувствах. Этот же прием использовала и Анна Ахматова, только в своем стихотворении она говорила о любви не к мужчине, а к городу. Петербург занял в ее сердце такое же прочное место, какое мог бы занять любимый человек.

При этом нельзя сказать, что анализируемые стихотворения полны именно светлых чувств. Лирическая героиня, которой является сама поэтесса, грустит, так как понимает, что ее любимый город безвозвратно меняется. Она будто бы чувствует, как уходят традиционные для него ценности, и Петербург из торжественной столицы превращается в опальный памятник уходящей эпохи. На самом деле так оно и было, ведь всего через четыре года после написания анализируемого произведения в России прогремит Революция, навсегда изменившая жизнь людей и городов, ими созданных.

Жанр и композиция

В анализе «Стихи о Петербурге» Ахматовой стоит отметить, что произведение четко разделено на два стихотворения, которые различаются между собой и имеют разную жанровую принадлежность. В первом стихотворении поэтесса описывается роскошь парадных улиц города и его достопримечательности, наполненные торжеством, что относит произведение к жанру пейзажной лирики.

Уже любовная лирика прослеживается по втором стихотворении, так как в нем автор обращается к описанию окраин города и воспринимает его не как фон для событий, а как его участника (переживания самой Ахматовой и образ Петербурга сливаются, будто бы сам город – тот, кто пробудил в ней самые нежные чувства, подобно мужчине).

Средства выразительности

Для того чтобы показать глубину своих чувств и переживаний, Ахматова использует художественные приемы. Чаще всего в произведении встречаются эпитеты («ветер душный и суровый», «томительные свидания») – они помогают ярче нарисовать перед глазами читателя городские образы. Постоянно обращается поэтесса и к метафорам («под аркой нашей души навсегда», «стынет конь») – они позволяют уже не только увидеть, но и прочувствовать ту атмосферу Петербурга, в которую так влюблена Ахматова.

Для Анны Ахматовой Санкт-Петербург стал городом мечты и городом разрушенных надежд одновременно. Он будто бы был самым любимом местом для нее, но в то же время являлся и ее личным адом. Об этом она и говорит в своих стихотворениях, понимая, что все достопримечательности мучают ее, но все же вызывают «утоленную любовь», от которой никуда не получится сбежать.