История написания

Произведение написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году накануне отправки поэта в район Кавказа для участия в боевых действиях. Обычные, казалось бы, Тучи Лермонтов анализ позволяет судить о наличии подтекста. И скрытый смысл, как всегда, есть в этих гениальных строках.

По воспоминаниям современников, это произведение было написано достаточно быстро во время прощального ужина с приятелями в Петербурге. Лермонтов подошел к окну, увидел огромные черные тучи на небе, повернулся лицом к друзьям и прочел только что родившееся гениальное стихотворение.

Тема стиха

В произведении говорится об одиночестве, оказывающем негативное влияние на душу человека. Лирический герой в своих поисках смысла жизни подобен тучам, несущимся по небу. Он не может найти покой и вынужден скитаться вдали от родных мест.

Как тучки странствуют по миру, гонимые сильным ветром или ураганом, так и обычный человек, уезжающий из дома не по своей воле, не может найти точку опоры, чтобы пережить события, не растеряв силы духа.

Жанр и композиция

Это лирическое стихотворение, элегия. Главное в произведении: передать настроение, постичь духовный мир посредством изображения природных явлений.

Оно состоит из трех четверостиший с перекрестным созвучием конечных слов строк. Размер: хорей.

Литературоведческий анализ стихотворения тучи лермонтова раскрывает следующую структуру текста:

  • обращение к тучам, сравнение их с собой;

  • поиск причин бегства;

  • вывод.

Произведение наполнено грустью, печалью, любовью к родине. М.Ю. Лермонтов хочет показать, как тяжело быть одному на чужбине.

Средства выразительности

Автор использует различные тропы и фигуры речи для раскрытия темы и идеи:

  • эпитеты (вечные, милого, тайная, открытая, холодные);

  • олицетворение (гонит – о решении, тяготит – о преступлении);

  • скрытое сопоставление (цепью); прямое (как я);

  • параллелизм (природа – человек);

  • инверсия (в предложениях обратный порядок слов).

В тесте присутствуют повторы отрицания (нет – три раза в заключительной строфе), наречия «вечно» (дважды в одном предложении для усиления смысловой нагрузки), краткие имена прилагательные «чужды», союза «или» для увеличения диапазона размышления.

Синтаксис: наличие обращений (тучки, странники), обилие вопросительных предложений (четыре), преобладание в первых двух строфах простых синтаксических единиц, а в третьем четверостишии использование одного предложение простого, а другого сложного.

Автор использует различные части речи:

  • имена существительные (16 раз),

  • прилагательные (14 раз),

  • глаголы (4 раза),

  • наречия (2 раза).

Преобладание отдельных морфологических категорий связано со стремлением поэта описать событие, а не показать его в динамике.

Анализируемое произведение является классическим и с точки зрения построения текста, и с позиции идейно-художественного своеобразия. Поэт соединил состояние природы с душой человека, сравнив неопределенный путь туч по небосклону с людским беспокойством и смятением.