История написания

В самом начале своего творческого пути А. Блок писал стихотворения, которые были посвящены некой прекрасной даме (его возлюбленной, именно так он и называл ее в стихотворениях). Речь идет о Любови Менделеевой (дочери знаменитого химика, по чья таблица сейчас используется в науке по всему миру). Известно, что в дальнейшем они вступили в брак, который был на удивление крепким – несмотря на то, что они оба имели связи на стороне.

Стихотворение о «темных храмах» А. Блок написал, когда ему было всего 22 года. На тот момент он был в ссоре со своей возлюбленной, но сохранял к ней страстные чувства. Уже через год они примирились, и Блок сделал ей предложение.

Тема стиха

В этом стихотворении А. Блок, конечно же, говорит о любви и о том, как он ее ощущает. Интересно, что это чувство представляется им как нечто пограничное между двумя мирами: физическим и недостижимым духовным. И для того, чтобы войти в этот божественный мир, лирический герой отступает от реальности, рисуя образы Прекрасной Дамы, тогда как в физическом мире остается ее вполне определенное обличие.

Анализ стихотворения Вхожу я в темные храмы

Еще одна тема, которая проходит через все произведение – это восхищение героиней и ее женственностью. Свою возлюбленную А. Блок считает идеальной, а потому ее образ представляется светом в окружающей темноте. Он обращается к этому свету и находит его спасительным, пусть и понимает, что никогда не сможет до него дотянуться.

Как раз вот этот процесс, когда человек начинает различать перед собой светлый образ и пытается дойти к нему из окружающей темноте, и символизирует разгорающуюся влюбленность.

Жанр и композиция

Это произведение написано в лирическом жанре: мы можем сделать соответствующий вывод, так как видим, что оно посвящено именно чувствам, а не действиям людей. Именно поэтому сюжет разворачивается в призрачном и возвышенном мире среди темных храмов, а не в приземленной реальности.

Композиция стихотворения условно делит его на три части. В первой герой еще до конца не уверен в том, что его любовь искренна и он действительно нашел тот самый свет среди темных храмов остальной жизни. Он размышляет об этом и ждет, когда образ его возлюбленной появится.

«Прекрасная дама» появляется во второй части. Но важно отметить, что появляется не сама героиня, а ее призрачный образ, нарисованный сознанием влюбленного человека. Он внушает добро и ласку, которые приятны лирическому герою, и он хочет подойти к этому теплу поближе. Он также говорит о том, что привык к тем положительным эмоциям, которые вызывает у него возлюбленная.

В завершающей части композиции Блок будто бы подводит итогу той двойственности миров, которую он задал. Он считает свою любовь и девушку, на которую она направлена – чудесами, а значит, принадлежащими к возвышенному и неосязаемому миру. Но, в то же время, он уже привык с ней соприкасаться и видеть это чудо постоянно, и его чувства и восхищение не угасли из-за этого. Блок говорит о том, что его возлюбленная настолько идеальна, что к ней просто невозможно дотянуться из земной жизни, но возможно почувствовать то блаженство, которое дает любовь к ней.

Средства выразительности

Продолжая анализ «Вхожу я в темные храмы…» Блока, обратимся к тропам, которые поэт использует для раскрытия темы. В стихотворении встречается множество эпитетов – например, «озаренный образ» или «темные храмы» - последних нам трудно представить, так как с их помощью Блок обозначает саму жизнь, полную непонятных и страшных моментов, а также страх неопределенности.

С помощью метафор поэт обозначает свою возлюбленную, к которой и обращено данное стихотворение: «Прекрасная Дама», «Вечная Жена». Этими обозначениями лирический герой будто бы возвышает девушку над собой, говоря о том, что ему до нее предстоит бесконечно долго тянуться, но так и не достичь того же идеала.

Одна из особенностей данного стихотворения состоит в том, что читателю сложно представить картинку в соответствии с написанными строками. А. Блок не дает никаких ясных образов, словно оставляя нас в тумане, но поддерживая заданным через все четверостишия настроением. Мы чувствуем, что перед лирическим героем предстал прекрасный образ, когда вокруг осталась темнота, но увидеть этот образ напрямую у нас не получается.