История написания

Поэт далеко не всегда искренне любил природу. Когда-то он относился к ней как к чему-то обыденному и не ценил богатство, что окружало его в имении недалеко от Казани. Однако подобное мироощущение перевернуло пребывание в сибирских лагерях. В этих местах большую часть года занимала хмурая зима. Тогда пришло осознание: рядом с Николаем на протяжении всего детства находились великолепные пейзажи...

Затем поэт вернулся на родину и написал в 1953 году о любви к природе. До смерти оставалось всего 5 лет и многое в мыслях поэта перестраивалось.

Тема стиха

Главная тема произведения понятна и достаточно проста – русская природа и большая к ней любовь. Автор очень полно и точно раскрывает её красоту и неповторимость. Восхищением пропитаны все строки. Оно чувствуется даже в описании самых простых зарисовок. Эта простота достойна отдельного внимания, потому что даже в ней находится прекрасный уголок. Данная черта русских пейзажей совсем не отрицательна, в ней кроется очарование.

Окружающий мир способен наполнить душу красками, подарить что-то новое. Духовная пища даёт новые силы, наделяет нужным качествами. В этом заключается часть силы природы. Для русского человека она неотъемлемая часть, часть его самого и его сознания.

Жанр и композиция

Несмотря на немалый объем произведения – 5 строф – всё оно оказывается неделимым по смыслу, то есть состоит из одной части. Конец композиции вполне логичен; в нём автор изъявляет готовность слиться с окружающей средой, стать с ней единым целым, потому что эта гармония необходима каждому для внутренней целостности.

Произведение в стихотворной форме «Я воспитан природой суровой Заболоцкий» при анализе играет другими красками. Приходит более глубокое понимание многих вещей. Так, многое может сказать выбранный поэтом жанр – лирическое стихотворение с долей философии.

Лирика чувствуется в каждой строчке и слове, любовь не исчезает ни на букву. Большая роль уделяется чувствам и эмоциям лирического героя.

Средства выразительности

Николай Заболоцкий в своём стихотворении использует немало лексических средств выразительности, или, как их принято называть в литературе, тропов. Использованы все основные среди них приёмы:

  • перенесение свойств живых объектов и качеств человеческих на неодушевленные предметы – олицетворение (например, задыхающийся ручей, поющий ручей, жизнь течёт);

  • эпитеты (беспредельные поля, туманные звёзды, чарующие травы);

  • образные существительные, употреблённые в ассоциативном смысле – метафоры (шарик одуванчика, клинок подорожника (твёрдый), страна цветов ромашек, жизнь как поток пыли (нужно отметить, что пыль эта светящаяся)).

Присутствуют и синтаксические средства выразительности. Они представлены в основном градацией – лежал бы и думал я; волнует меня; подорожника клинок.

Каждый из этих приёмов работает на передачу главной идеи – природа прекрасна и об этом нельзя забывать.

Данное стихотворение можно назвать гимном, одой природы. Оно настолько пропитано чувствами, что они неизбежно наполняют всё духовное пространство после прочтения.