Краткий анализ стихотворения поэта Михаила Юрьевича Лермонтова Ангел

Тематика юношеской элегии

Есть несколько версий создания этой элегии. Самым распространенным является вариант, согласно которому на написание произведения автора толкнуло желание отдать должное своей матери, ушедшей из жизни, когда будущему поэту было около трех лет. Якобы в основу элегии легли запомнившиеся ему колыбельные. Но тема стихотворения Лермонтова «Ангел», конечно, шире детских воспоминаний о матери.

В своем произведении автор поднимает ряд тем:

Основная мысль элегии

  1. Фатальное одиночество героя. Эту тему поэт поднимал на протяжении многих лет. Но впервые она ярко прозвучала именно в юношеской элегии. Одиночество, по мнению автора, свойственно всем талантливым людям. Его не понимают. В отношении него всегда готовы проявить осуждение. Зависть, а иногда и откровенное презрение преследуют творца всю жизнь.
  2. Тема одиночества перекликается с другой вечной темой российской литературы —взаимоотношений творца и толпы. Душа поэта не принимает низменных земных страстей. Ей ближе небесные песни. Она стремится выразить те впечатления, которые глубоко осели в памяти. Но прекрасный мир где-то далеко. Прежде чем вернуться туда, придется долго страдать. Простое человеческое счастье для поэта недостижимо, ибо ему не с кем разделить свои мысли и чувства.
  3. Душа понимает неизбежность страданий в стране горя и слез. Но она покорно летит в полуночи вместе с небесным посланником, слушая его песню. Автор обращается к теме веры, которая кажется необычайно важной для него. Здесь проявляется и искренняя хвала Богу, и воспевание его справедливости, и понимание духовной взаимосвязи поэта и Всевышнего. Вполне понятной становится и покорность души, ведь если она по воле свыше выполнит свою миссию, то вернется на небо. Пока же о спасении и будущем блаженстве поет песню посланник небес.

Поэт смог произвести своей ранней элегией впечатление на читателей. Не зря он придавал ей особый смысл. Элегия оставляет ощущение прикосновения к волшебному миру, который до поры скрыт от большинства людей. Неслучайно она вдохновила на создание романсов таких корифеев, как Римский-Корсаков и Рахманинов.

Идея философской притчи

Близкими по духу людьми, а также исследователями стихотворного наследия поэты нередко воспринимались людьми, награжденными даром свыше. Земные творцы слышат и видят то, что не дано другим. Им нашептывают сами небеса, они как бы представляют среди людей Бога. В этом отношении идеей стихотворения «Ангел» можно посчитать представление нового пророка. Он обязан нести людям настоящий свет.

Нужно понимать следующие нюансы:

Стихотворения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова «Ангел»

Тема, идея и средства выразительности произведения

  1. Современники нашли в элегии все признаки философской или даже религиозной притчи. Формально так и есть. Сам текст является небольшим. Подача иносказательна. Есть и нравственное поучение. Подобные формы в российской литературе применялись неоднократно, но с переменным успехом.
  2. Сторонником идеи о небесном рождении души настоящего творца был и другой великий представитель романтизма — Александр Пушкин. Оба поэта, рассуждая о несоответствии земного и возвышенного, говорят о страданиях, непонимании и одиночестве не как о наказании за грехи, а как о миссии поэтов.
  3. Чтобы выразить это тонким лирическим слогом, нужен огромный талант. Им, безусловно, обладал автор «Ангела». Стих пронизан печалью, ностальгией. Но в нем находится место для радости и оптимизма.
  4. Ангел светел и чист. Намерения его высоки. К его голосу прислушиваются даже звезды. Но в чем заключается его предназначение? Должен ли он доставить вниз очередную душу или стать ее истинным хранителем?
  5. Автор не дает ответа на вопросы. Это и верно, ведь, как ни странно, ведущим героем является вовсе не ангел, а еще не воплотившаяся физически душа. Читатель воспринимает именно ее чувства. Ему и судить.
  6. Посланник символизирует собой и любовь к новоиспеченной душе. Сам он при этом явно противопоставлен приземленному людскому миру. Лелея душу, он готовит ее к самостоятельному существованию в жестокой среде, жалеет ее.

Михаил Юрьевич не исчерпал свои идеи о божественности таланта, судьбе поэта и его предназначении в рамках этой притчи. Вопросы чистоты души, существования истинного рая, взаимоотношений между небом и землей неоднократно находили отражение в его творчестве.

Грамотный анализ

Противопоставление земного и небесного начал потребовало от автора использования соответствующих средств выразительности. Лермонтов в стихотворении «Ангел» с помощью простых и понятных приемов продемонстрировал взаимосвязь формальных и фактических антиподов. Выглядит это весьма изысканно: граница приоткрывается во время перехода души из одного мира в другой.

Анализ лингвистического характера элегии c дополнением из других сегментов можно кратко провести примерно на такой основе:

Сюжет в стихотворении Ангел

История написания стихотворения Ангел

  1. Дух противоречия начал автор передает с помощью антитезы.
  2. Прием он усиливает за счет оригинального расположения главных слов. Текст начинается с «неба», а заканчивается «землей».
  3. Еще большее усиление происходит благодаря применению противопоставленных эпитетов. Небесные песни посланца названы «святыми», на земле же они являются «скучными».
  4. В результате всего лишь два опорных образа позволяют создать уникальную атмосферу произведения.
  5. Точными короткими мазками мастер дает емкие характеристики персонажам и явлениям. Так, небесная чистота посланника подчеркнута словом «непритворной» по отношению к его хвале Богу. Причем автор использует определение таким образом, что мимо него пройти при чтении нельзя. Но оно стоит обособленно на закрытии второго четверостишия и служит уточнением.
  6. Свое отношение к душе поэт также сумел передать одним словом. Желание ее определено колоритным эпитетом «чудное». Сразу становится понятно, что ожидание слез и печали ничто перед знанием, дарованным голосом посланника. Но отсюда же становится понятной и взаимозависимость двух начал: не было бы горестей, не нужны были бы и песни.
  7. Дополнительную возвышенность придает элегии инверсия. Анафора в последнем четверостишии дает концовке открытый характер, намекающий на бессмертие души, бесконечность жизни. Некоторые специалисты считают, что в развитии и распространении подобных финалов велика заслуга Лермонтова.

Для краткого анализа в рамках школьной программы этого достаточно.

Простой план разбора

В зависимости от программы, которую использует то или иное учебное заведение, «Ангела» в школе могут изучать в разное время. В частности, он может входить в программу литературы седьмого класса. Ребятам этого возраста лишние сложности ни к чему. Для них стоит привести пример другого разбора. Он более прост, но считается вполне классическим.

Опираться можно на такой план:

Когда было написано Лермонтовым стих Ангел

Ангел Лермонтова

  1. Произведение состоит из четырех четверостиший. Они объединены сюжетом. В начальной строфе передается образ небесного мира. Ангел летит и поет песню. Следующее четверостишие рассказывает о содержании этой песни. В третьем автор раскрывает цель посланника. Тот несет вниз новую душу, которая вскоре войдет в земной мир во плоти. Финальная строфа ставит проблему: герой будет страдать в человеческом мире, стараясь выполнить высокую миссию.
  2. Элегия выстроена в классической для романтизма форме. Композиция выглядит четкой и понятной для читателя.
  3. Размер стихотворения «Ангел» Лермонтова является стандартным для произведений такого характера. Это чередующийся трех- и четырехстопный амфибрахий. Такое авторское решение сделало элегию очень напевной, добавило ей музыкальности. В этом помогает и многократное использование согласного «л».
  4. Поэт применяет парные, мужские и женские рифмы.
  5. В стихотворении много слов, которые подчеркивают его лиричность: «внимать», «томилась», «небеса» и других. Это настраивает читателя на возвышенный лад. Использует поэт и другие художественные приемы.
  6. Условно произведение можно разделить на две неравные части. Их граница проходит между третьим и четвертым четверостишиями.
  7. Основные мысли философской элегии — неделимость высшего и земного миров, их взаимосвязь, идея небесного блаженства и необходимости пройти через страдания.

В заключение обязательно нужно сказать, что элегия играет большую роль в творчестве автора. Начать нужно с истории создания стихотворения. Следует выразить и личное мнение. Его можно сформулировать по принципу обычного отзыва.

К творчеству Михаила Юрьевича можно относиться по-разному, но нельзя не признавать за автором честных попыток разобраться в окружающем мире, психологии индивидуума и человечества.

Так родились «Демон», «Мцыри», и, конечно, «Герой нашего времени».