Эпос «Урал-батыр»

История изучения

Перед знакомством с кратким содержанием эпоса «Урал-батыр», следует вспомнить о том, как он был создан. Памятник башкирской словесности передавался в течение многих поколений поэтами-сказителями. Он относится к разновидности героических сказаний (кубаир), которое изложено на бумагу благодаря собирателям народного фольклора края:

  1. Поэт Мухамедша Бурангулов. Записал эпос в 1910 г. от двух сказительнниц (сэсэнов-кураистов). По легенде он подарил одной из них своего коня и вернулся домой пешком.
  2. Филолог А. И. Харисов. Оформил прозаический вариант в 1958 г. после общения с Исмаилом Рахматуллиным.
  3. Советские исследователи. Записали этиологический миф в 1984 г. у Шамсии Сафаргалиной из аула Зианчуринского района.

Впервые сокращенное произведение было издано на башкирском языке в 1968 г. в журнале «Агидель». Полную версию опубликовали в 1972 г. в первом томе свода «Башкирское народное творчество». Существует несколько переводов текста на русский, английский, немецкий, турецкий, иврит, чувашский языки.

 «Эпос о Гильгамеше»

Исследователи пришли к выводу о том, что произведение имеет сюжетное сходство с «Эпосом о Гильгамеше». Отличие выявилось в разных идейных концепциях произведений. Уральский кубаир провозглашает величие силы духа человека. Вавилонский эпос декларирует идею о том, что все в жизни свершается по велению богов.

В Башкирии выпущено много исследований по поводу эпоса, и делается многое для его популяризации. По мотивам сказания башкирский автор Георгий Кацерик придумал сказку «Дочь солнца». Художник Рамиль Рафхатович Нагаев написал маслом картину с изображением главного героя эпоса. В Башкирском академическом театре драмы поставлен одноименный спектакль. Снят научно-популярный фильм под названием «В поисках Акбузата».

Разработан туристический маршрут, который проводит дорогами эпоса по Золотому кольцу региона. Кубаир признан одним из семи чудес Башкортостана и является кандидатом на включение в список ЮНЕСКО как шедевр устного и нематериального наследия человечества.

Основные персонажи

В основе сюжета эпоса — описание борьбы главного героя (богатыря Урал-батыра) за счастье народа. Противников у него много — силы природы, предстающие в образе драконов, змей, дивов и других враждебно настроенных персонажей. В сказании также фигурируют:

  • простой народ (старик Янбриде и старуха Янбика, их дети и внуки);
  • небесные божества (царь Самрау, его жены Койш и Ай, дочери — Хомай и Айхылыу);
  • мифические существа (Акбузат — крылатый конь, летающий лев);
  • злые силы природы.

Герои эпоса присутствуют и в других былинных произведениях — «Алпамыша», «Конгур-буга», «Заятуляк и Хыухылу». Позднее создали произведения ставшие продолжением рассматриваемого кубаира — «Бабсак и Кусэк», «Акбузат».

Сюжет произведения

Подсчитано, что 4576 эпических и 19 прозаических строк входят в книгу «Урал-батыр». Сообщение для урока литературы на тему фольклорного произведения можно составить кратко. Текст состоит из трех частей:

 Урал спасает белую лебедушку (дочь Самрау)

  1. В первой части рассказывается о живших на далекой земле супругах — Янбриде и Янбике. В пожилом возрасте у них рождаются дети — Урал и Шульген. Отец сообщает им тайну существования Смерти (Улем), которая рано или поздно убивает каждое живое существо. Урал спасает белую лебедушку (дочь Самрау), от которой узнает тайну существования животворящего родника — Яншишму. Родитель советует сыновьям отправиться на его поиски и уничтожить Улем. Братья уезжают. По жребию каждый из них выбирает свой путь. Шульген пошел легким путем, полным искушений и зла. Уралу досталась опасная и тяжелая дорога.
  2. Вторая часть описывает подвиги Урала и злодеяния его брата, оказавшегося в стане врагов. В результате борьбы дивы и драконы повергнуты. На месте их гибели возникают Уральские горы. В стремлении подарить природе бессмертие погибает и богатырь Урал.
  3. В третьей части описаны подвиги сыновей героя, а также заселение его родной земли птицами и животными. Всего у богатыря было 3 сына — Яик, Нугуш, Идель.

Сюжет эпоса в сокращении необходим для записи в читательский дневник или подготовки доклада. По мотивам произведения школьники делают рисунки карандашами, пишут сочинения, составляют характеристики персонажей.

Подвиги Урала

Краткое содержание «Урал-батыр» дополнит знакомство с героическими приключениями отважного богатыря. Свои подвиги он совершал день за днем, победив кровожадного падишаха Катилу, царя змеев Какхату. Удалось богатырю отыскать и живую воду, сразиться с предводителем дивов Арзакой. Наконец, он сошелся в бою с родным братом. И все это для того, чтобы на земле не было смерти.

Урал-батыр сражается с Арзаком

Когда богатырь снес голову Арзаку Алмазным мечом, див упал так, что весь мир содрогнулся. Его огромное страшное тело рассекло водный простор и из недр земли поднялась большая гора, названная Ямантау. Это южная вершина в Башкирии. В переводе ее название означает Злая гора. Местные жители считают, что в округе Ямантау происходят странные события. Считается, что восхождение на вершину приносит беду.

Однажды коварный и злой царь Катила направил на богатыря исполинского быка. В бою бык пыхтел, наступал и старался победить. Однако Урал оказался сильнее и вогнал его по колени в землю. Победив, герой оставил противника в живых. Однако животное вышло из боя с кривыми рогами, треснувшими наполовину копытами и отсутствующим передним зубом. С тех пор все быки мира стали выглядеть также.

Последний и самый героический подвиг Урал совершил возле пещеры Шультан-Таш. В ней находятся 2 подземных озера: со стоячей водой (считается мертвым) и голубое, живое. Их питает подземная река, которая носит название по имени брата богатыря. Почему источнику дано такое название? Когда Урал сразился с Шульгеном, злодей попытался избежать смерти и нырнул в бездонное озеро, расположенное неподалеку. Урал решил выпить водоем, наполненный демонами и змеями, до дна. Однако не справился с задачей, поскольку глотал злых дивов, разорвавших изнутри его благородное сердце.

С собой у Урала была живая вода, которая могла бы его исцелить. Однако он принял решение умереть и отдал каждую каплю бесценной влаги природе, сказав, что только она достойна вечной жизни. Так он защитил родную землю, но пал в схватке с врагами простого народа. Жизнь и дело богатыря продолжили его потомки, которые старались улучшить жизнь людей. В поисках источников счастья батыры шли в далекие путешествия, рассекая горы Алмазными мечами. Там, где они проходили, разливались полноводные реки. На берегах четырех из них поселились предки башкир.

Волшебный конь богатыря

Конь Акбузат

Верным другом и спутником Урала стал его конь Акбузат. На мини-картинках его изображают белоснежным, с крыльями. По легенде он дал согласие, чтобы пуститься в приключения с батыром, при этом человеку пришлось доказывать свое право быть его всадником. Если богатырь уставал, Акбузат выносил его из битвы. Когда же он набирался сил, скакун вновь мчался в бой.

По легенде конь был ослепительной красоты. Он не тонул в воде и не горел в огне. Башкиры считают, что все кони, живущие на земле, являются потомками Акбузата. Лошади помнят наказ своего предка о том, что нужно быть преданным людям. Судьба коня сложилась непросто. Шульген сумел его выкрасть и спрятал его на дне озера, где скрывался.

Периодически герои эпоса и Урал-батыр перемещались на летающих львах. Исследователи считают, что во времена, когда разворачивались события, пещерные львы могли обитать в Европе, на Урале и в Сибири. Они были крупнее современных хищников и могли совершать высокие прыжки. Возможно, поэтому древние считали их летающими.

После гибели Урала людей охватило великое горе. Чтобы увековечить память о народном герое, его похоронили на самой высокой точке. Подходя поклониться Уралу, люди приносили с собой по горстке земли. Со временем возникла большая гора, которая все росла и росла. Тело героя стало золотом и самоцветами, а кровь превратилась в нефть — масло Земли. Горы были названы в его честь — Уральскими.

Священные символы эпоса

Башкирский эпос «Улан-батыр» (так ошибочно называют «Урал-батыр» школьники) поднимает вопрос о том, что такое жизни и смерть, и какой они несут смысл. Ответ на него дается устами седого старца. Ему пришлось объяснять богатырю о том, что истинное бессмертие заключается не в физическом существовании тела, а в его нравственном самосовершенствовании. Герой выбрал путь служения людям и готов бороться со злом путем благодеяний, миротворчества.

Седой старец и Урал -батыр

Условной точкой отчета событий в эпосе является время, когда был создан мир. Пространство в нем делится на три мира. Верхний — космос — символизирует идеальную организацию общества. Средний — мир людей, а в нижнем обитают демонические силы.

Уральский хребет

Погибая, батыр дал людям наказ о том, как жить, чтобы не прервался человеческий род и легче решались проблемы. Он предупредил, что добро должно всегда противостоять злу. Процветание возможно там, где существует доброта, дружба и взаимопомощь. В жизни людей не должно быть места страху, ненависти и невежеству. Наказ Урала дает понимание, как жить дальше, и надежду, что род человеческий не прервется.

На уроках географии в 6 классе школьники узнают, что граница между европейским и Азиатским континентом пролегает по Уральскому хребту. Увековеченное на карте мира, имя героя старинного эпоса известно всем жителям планеты. Величественные горные вершины — безмолвный памятник отважному воину, подарившему своей земле великую историю, богатые недра и невероятно красивую природу.