История создания и главные особенности стихотворения На железной дороге

История создания

Анализ произведения Александра Блока

В 1910 году Александр Блок читал произведение Толстого «Воскресение». Роман натолкнул его на глубокие рассуждения, в результате чего и было написано стихотворение, пронизанное драматизмом. По содержанию, настроению и проблематике произведение Блока созвучно книге Толстого.

В романе «Воскресение» описывается история девушки Катюши Масловой, которая занималась воспитанием детей барина. Богач обольстил девушку, а затем выгнал её из дома. В результате она стала заниматься проституцией, чтобы как-то прокормиться, а попутно участвовала в грабежах. Следующая встреча Нехлюдова и Катерины произошла на суде, где девушку обвиняли в преступлении, а богач выступал в качестве присяжного. У господина защемило сердце, ему захотелось помочь девушке, но было уже поздно: героиня пережила столько позора и мучений, что ничто не могло сделать её прежней.

Кроме «Воскресения», на сюжетную линию стихотворения повлиял и роман «Анна Каренина». У Блока героиня тоже погибла, бросившись под поезд, но автор размышляет о том, что девушку погубили не только колёса поезда, но и грязь, и любовь. Кроме того, некоторые литературоведы полагают, что поэту довелось стать свидетелем подобного случая, поэтому стих получился таким проникновенным и трагичным.

Главные особенности

По жанровой принадлежности этот шедевр можно охарактеризовать как элегию, в которой присутствуют лирические мотивы. В произведении есть сюжет, на который наложили отпечаток переживания автора. Основа содержания — трагическая судьба молодой женщины, пострадавшей от несчастной любви. Центральный смысловой компонент — образ-символ. По этому признаку поэзию Блока можно отнести к модернистскому направлению символизма.

Структура стихотворения представлена 9 катренами (четверостишиями), каждый из которых несёт конкретный смысл. При написании «На железной дороге» Александр Блок использовал перекрёстные рифмы, стихотворный размер — пятистопный ямб, эти строки можно не только читать, но и петь. Средства выразительности, которые применил автор:

  • эллипсис («молчали жёлтые и синие»);
  • олицетворения («вагоны… подрагивали и скрипели»);
  • сравнения («лежит и смотрит», «как живая»);
  • эпитеты («рука небрежная», «кусты блёклые», «походка чинная»);
  • перифраз («три ярких глаза набегающих», «сонные за стёклами»).

Символы и образы в стихотворении На железной дороге

В плане композиции шедевр можно условно разделить на 2 части. Первая — завязка и кульминация, вторая — минорный финал. Сначала перед читателями предстаёт образ молодой прекрасной девушки. Она кого-то или чего-то ждёт, слушает перестук вагонов, находясь в предвкушении влюблённости или судьбоносной встречи, которая изменит её жизнь. Потом что-то происходит, и героиня оказывается раздавленной.

Блок даёт понять: проезжающие поезда «видели» много таких историй, так что ничего особенного не произошло, и какая разница, что послужило причиной гибели девушки, ведь боль во всех случаях одинакова.

Символы и образы

Этот поэтический шедевр нельзя назвать длинным, однако автору удалось вместить в него несколько символов, в каждом из которых заключён ряд образов. Содержательные элементы стихотворения:

Мотивы и темы в стихотворении На железной дороге

  • Образ девушки. При беглом прочтении можно подумать, что его стоит понимать буквально. Женщина испытала несчастную любовь и совершила суицид. На самом деле произведение гораздо глубже. Девушка с косами и в цветном платочке олицетворяет весь крестьянский народ, ведь по её описанию можно понять, что она не благородных кровей.
  • Женский образ окружён символами, дополняющими картину и отражающими жизнь простых людей. Жандарм олицетворяет строжайший контроль со стороны государства, дорога и поезда показывают стремление крестьян найти выход из того мучительного положения, в котором они находятся. Общее настроение — безысходность, и оно отлично показано с помощью средств выразительности.
  • Поезд и железная дорога. Вид вагонов вселяет надежду, хотя и призрачную. Автор наделяет поезд чертами живых людей. Девушке, которая много лет провела в ожидании чуда, кажется, что люди ей улыбаются, хотя в действительности им нет дела ни до кого, кроме себя. Гусар будто бы устремляет на девушку заинтересованный взор, а на самом деле он улыбается своим мыслям. Так и все люди в вагонах: одни молчат, другие смеются, плачут и поют, а в это время поезд проносится мимо. Быстро проходит и юность девушки, наполненная пустыми мечтами. Здесь прослеживается и образ высшего общества, так же равнодушно наблюдающего за проблемами крестьян, как пассажиры из окна поезда разглядывают проносящиеся пейзажи.
  • Лирический герой. О трагической судьбе девушки рассказывает наблюдатель, которого тоже можно причислить к ключевым персонажам. Он понимает, как тоскует и печалится девушка, но не имеет возможности вмешаться, чтобы повлиять на ход событий. Он способен лишь попросить остальных, чтобы они не расспрашивали девушку, ведь ей и так больно. От начала стихотворения к концу постепенно возрастает накал эмоций, и завершается произведение ощущением безысходного надрыва, который чувствует лирический герой. Потом сюжет возвращается к теме смерти: девушка погибла и лежит «под насыпью, во рву некошеном».

Мотивы и темы

Стихотворение Блока демонстрирует жизнь в разных проявлениях, открывая несколько граней, перекликающихся между собой. Поэтическое произведение включает 4 мотива:

Персонажи и проблематика в произведении Блока

  • Трагическая женская судьба. Это главная тема стихотворения «На железной дороге». Автор показывает типичную судьбу молодых людей того времени. Многим девушкам и юношам не удаётся понять, в чём их призвание, куда стоит направить силы, как правильно жить. Главная героиня с надеждой всматривается в окна вагонов, надеясь получить ответ. При этом она не имеет возможности отлучиться со станции, как и сотни тысяч молодых крестьянок, тесно привязанных к быту и скованных традициями.
  • Тема любви. Героиня очень хочет быть любимой, она нуждается в заботе и внимании, как и любая женщина. Но жестокая действительность не даёт сбыться мечтам. Общество равнодушно к девушке, и всё, на что может рассчитывать юная особа, — мимолётная улыбка гусара, за которой нет никаких чувств.
  • Надежда и юность. Автор показывает, как меняется человек на протяжении жизни. В юности он устремляет «жадные глаза» в будущее, которое олицетворяют окна поезда. Но чем взрослее становится девушка или юноша, тем отчётливее понимает: нет смысла надеяться на лучшее, жизнь жестока, а огонь, бушующий в сердце, никому не нужен. В результате наступает отчаяние, а душа будто выжигается изнутри. В сердце поселяется боль, которая впоследствии сменяется пустотой и холодом.
  • Дорога. В русской литературе дорожная тематика встречается довольно часто. Это связано с тем, что Россия — очень большая страна, но есть и вторая причина: душа русского человека столь же широка, как и родные просторы. Показать особенности характера и глубину чувств лучше всего получается с помощью такой параллели. Кроме того, дорога обычно символизирует и жизненный путь. Для кого-то поезд — знак перемен к лучшему, олицетворение сбывшихся надежд, а у героини получилось наоборот: на железной дороге оборвалась её жизнь.

Проблематика произведения

Доминирующая проблема в стихотворении «На железной дороге» — человеческое равнодушие. Оно распространяется на всё, что находится кругом. Собственная судьба, самореализация и родная страна — ничто не волнует представителей среднего и высшего сословий, а у крестьян просто нет возможности думать о чём-то, кроме привычных бед и собственного выживания.

«Глаза» вагонов демонстрируют безразличие людей. Но героиня смотрит на них, надеясь увидеть отклик, а в итоге ей становится «довольно». Другие вопросы, поднятые в произведении:

Анализ стихотворения На железной дороге

  • Социальное неравенство. По поведению героини нетрудно понять, что она принадлежала к низшему сословию. Приходя на перрон и наблюдая, как мчатся поезда, девушка пыталась вырваться из состояния безысходности. Однако в вагоны, к сожалению, пускают не всех. Так и жизнь не к каждому поворачивается светлой стороной. Молодая особа тщетно искала, на кого или что можно опереться. Классовое неравенство кратко показано и через окраску вагонов. Во времена, когда жил и творил Блок, цвета означали, какие люди имеют право занимать места. Для первого класса предназначались жёлтые вагоны, для второго — синие, для третьего — зелёные. Привилегированные сословия едут молча, так как поездка в поезде для них — обыденное событие. Люди в зелёном вагоне поют и плачут — так автор передаёт эмоциональность бедных мужчин и женщин, которым, вероятно, с трудом удалось скопить на дорогу и вырваться из трясины.
  • Мотив плена и безысходности. Молодая героиня чувствует себя запертой в клетке. Она мечется по перрону, не понимая, как изменить положение. Как и тысячи других девушек, она обречена коротать свой век замужем за нелюбимым, трудиться с утра до вечера, только чтобы не умереть с голоду. В тексте не говорится об этом прямо, зато показаны отчаянные попытки девушки избежать прозябания.
  • Освобождающая смерть. У многих классиков сюжеты произведений заканчиваются трагедиями, причём смерть или гибель показана как спасение. «На железной дороге» не исключение: героиня погибает, потому что устала бороться, и хотя её попытки больше походили на бездействие, на них уходило много сил. Погибнуть оказалось легче, чем что-то изменить или встретить любовь. С другой стороны, гибель принёс именно поезд, олицетворявший девичью мечту.
  • Разочарование и тоска. Две эти сущности идут рядом, но пока девушка тосковала, у неё сохранялась надежда. Только разочарование отняло последние силы и буквально убило её, заставив броситься под колёса поезда или просто проявить невнимательность, граничащую с безразличием к собственной жизни.

Основная идея

Особенности стихотворения На железной дороге

Основная мысль произведения заключается в том, что человек, ищущий смысл жизни, не может обрести мир в душе. Свободолюбивую личность сковывают традиции, условности, обязательства перед обществом. Другая сторона — равнодушие обывателей, способное убить мечты и раздавить тонкую натуру.

Роль главного персонажа играет женщина, и этому есть объяснение. На Руси бабья доля всегда была тяжелее мужской. Проходили реформы, целью которых было улучшение положения женщин, но в действительности крестьянки так и оставались бесправными, выполняя функцию домашней обслуги и рабынь при своих мужьях. Произведения, в которых показано освобождение женщины от бытового рабства путём гибели:

  • «Анна Каренина»;
  • «Гроза»;
  • «Бесприданница».

Отзывы читателей творчества Блока

В произведении «На железной дорогое» героиня никому не изменила, не совершила ничего дурного, и уже по этой детали можно понять, что автор не испытывает к ней осуждения, не упрекает за слабость. Напротив, в лице героини Блок воспевает терпеливость русских женщин, которые до последнего надеются на лучшее и безмолвно молят небеса о спасении.

Горе, безысходность, предательство, равнодушие окружающих — от всего этого можно избавиться только самым страшным путём. Так считает главная героиня, и лирический герой её не осуждает, хотя это не лучший выбор. Блок хотел, чтобы каждый читатель задумался о том, что происходит на Руси, ведь самоубийства молодых людей и девушек в то время не были редкостью. Трагичные исходы часто были вызваны равнодушием близких, которые «проезжали» мимо «жадных взглядов».

Своим стихотворением автор призывает к чуткости, милосердию и состраданию, заставляет поразмышлять о скоротечности жизни и о том, как мало нужно для того, чтобы она оборвалась. Ещё одна параллель, которую проводят литературоведы, — сравнение женщины и России. Блок показывает бедственное положение, в котором находилась стана на границе XIX и XX веков.

Писатель Блок

Многострадальная Русь жаждала перемен, а вместо этого ей приходилось довольствоваться снисходительными «улыбками» гусаров и безразличным молчанием первого класса. Революционные настроения витали в воздухе, и совсем недолго оставалось до того времени, когда русский народ должен был обрести свободу. Однако исход нельзя назвать положительным ни в стихотворении, ни в реальности. Революция была не только благом: после страна оказалась буквально в руинах. Как представитель думающей интеллигенции, Блок это предвидел, и стихотворение «На железной дороге» стало своеобразным предсказанием.