Поэма «Облако в штанах»

Краткий смысл

«Облако в штанах» вначале описывает, как мучительно ждет герой свою возлюбленную, он настолько мечтает об этом свидании, что даже «у нервов начинают подкашиваться ноги». Его не слушаются мысли, он не может совладать с собой, ему кажется, что даже капельки дождя корчат ему гримасы, как бы издеваясь. В нем бушует множество чувств, время проходит настолько долго, что он его уже не ощущает, ему просто хочется закричать. Цитата:

Упала полночь, как с плашки голова казненного.

Анализ «Облака в штанах» Маяковского,

Встреча с любимой начинает опустошать сердце героя, так как ему известно, что Мария собирается стать супругой другого человека. В один миг женщина потушила огромный пожар эмоций в его сердце. По внешнему виду создается впечатление, что влюбленный мужчина ничего не чувствует, но все же его сердце размягчилось, и в душе появилась огромная дыра. Это состояние поэт назвал «пульсом покойника».

Герой не хочет выбрасывать из мыслей Марию, в своем рассказе он говорит девушке, что боится забыть, как ее зовут. Этот резкий поворот событий полностью разрушает его мнение о настоящей любви, и он решает войти в политику.

Затем поэт кратко и очень хорошо высмеивает бездарную ведомую толпу, государственный режим и исторических персонажей. Герой уверен, что все эти жалкие и мелкие людишки не умеют действительно любить, они путают красивую любовь с похотью и грязью. Он пытается утвердиться и забыться в гневе обличения, но все-таки наступает на больное.

Лирический герой начинает разочаровываться в Боге, Господь для него — это бессильное существо. Даже Творец не сможет его понять, увидеть, как его начинают настигать одиночество, разочарование и отчаяние, как обливается кровью его сердце.

Я считал, ты всесильный божище, а ты недоучка, мелкий божок.

Однако мысли о Марии все равно отравляют его сознание, он выучил этот урок, но кричит о любви, хоть уже осознает, что зря, поскольку одновременно с чувствами рухнули все сдерживающие его основные понятия о мировоззрении. Герой мечтает о революции во всех проявлениях его жизни и готов себя посвятить перестройке существующего мира.

Название и жанр

Название «Облако в штанах» поэт дал произведению после того, как его манеру написания и стих не пропустила цензура. Сначала поэма называлась «Тринадцатый апостол», но власти запретили это название, и поэт его изменил. Автор в стихотворении гениально совмещает разные образы и характеры.

Непоколебимый в себе и сильный главный персонаж под влиянием любви и мучительных переживаний в одно мгновение становится слабым и легким, невесомым и размягченным. Внешне он по-прежнему спокоен и груб. Эти качества, которые присущи мужскому полу, Маяковский описывает, сравнивая их с грубыми штанами. Облако, в них одетое, — это отражение внутреннего мира героя произведения, который находится в подвешенном состоянии. Персонаж чуток и нежен, у него не хватает сил, чтобы поменять то, что начинает происходить вокруг.

Название и жанр поэмы «Облако в штанах»

Жанр «Облака в штанах» — поэма. Но нужно знать, что это произведение написано в форме тетраптиха, оно содержит четыре части, которые объединены одной смысловой линией и сюжетом. Главная мысль прослеживается в нескольких криках героя:

  1. «Долой вашу любовь, искусство, строй, религию!». Такой лозунг поэт размещает в предисловии. Начало рассказа довольно лирично, оно описывает душевные переживания главного персонажа. Отсюда читатель узнает о настоящей любви к Марии.
  2. Во второй главе произведения речь заходит о творчестве и поэзии, погибающих в буржуазии, но Маяковский уверен, что когда закончится революция, поэты спасут искусство.
  3. В последних двух частях автор протестует старому строю, он считает его причиной всех бед людей.

Образ героя

Герой в произведении наделен переживаниями и настоящими чувствами самого поэта. Автор так решил выразить свое «Я». Рассказчик представляется душевно ранимым и чрезвычайно нежным, невероятно чутким и удивительно романтичным, но это не значит, что он слаб. Поэт является сильным мужчиной, имеющим уверенную личную позицию.

Образ героя в поэме «Облако в штанах»

В образе наблюдается построение контрастов, характеризующих его как довольно эмоциональную и яркую личность, не собирающуюся никогда терпеть человеческую ничтожность. Герой упорно кричит и борется за лучшее будущее и счастье как для себя, так и для остальных. Он пытается вести их за собой, обагряя сердца кровью собственного сердца, переживающего за судьбу Родины.

В то же время его образ сложно называть только бунтарским, так как им движут чувства к любимой женщине, к жизни, герой переживает огромнейший внутренний взрыв, ранящий глубоко его душу. Это означает, что автор действительно умеет любить, как никто из людей, которые его давно окружают.

Характеристика остальных персонажей

В произведении не очень много второстепенных действующих персонажей, все они являются уникальными, образы некоторых из них даже двойственны. Поэт не зря дал имя Мария лирической героине. В последней части ее ненавязчиво сравнивают с библейскими образами Магдалины и Девы Марии, так имя любимой героини — это олицетворение неземной и божественной любви.

Однако женщина отвергает героя, заставляя его душу страдать, молит и кричит о любви, а затем предает. Для девушки деньги имеют большое значение, она осознает, что герой не может дать ей материальные блага, потому меняет свои реальные чувства на богатство.

Эта особенность описания образа относится и к Богу. Сначала герой пытается попросить у него помощи, он убежден в его величестве, способности дать ему право на любовь и взаимопонимание. Но получается так, что Господь предает его, из-за чего у главного персонажа происходит разочарование в моще Творца, он уже не настолько властен и могуч, как до этого.

Религиозные ценности

Иллюстрация к поэме «Облако в штанах»

Возможно, иронизируя над библейскими героями и именами, Маяковский пытается выразить собственный антиклерикальный протест. В переживания по поводу любви он виртуозно привносит политический строй нового времени, что показывает тщетность надежд на Бога. К сожалению, говорит автор, нужно быть реалистами: в любовных делах, да и в остальных, Господь нам не является помощником, а все рассказы и стихотворения — вымысел.

К примеру, автор упоминает библейское имя Мария, однако указывает не на подвиг любимой и матери Иисуса, не о печали или верности, а полностью переворачивает устоявшиеся ассоциации у людей. Так, Мария становится продажной девкой, готовой продать любимого за роскошь французской одежды. Это суть порочной и роковой девушки в жизни, а в исправление Магдалины в произведении Маяковский не верит.

Основная тема поэмы

Главной темой произведения является мучительная и безответная любовь. Но это не единственная тематика:

Маяковский начинает поднимать тему искусства,

  1. В третьей главе начинает подниматься тема несогласия с политическим строем, персонаж просто кричит «долой ваше устройство!». Герой остро чувствует, как большое количество серых и похожих людей собственноручно порождают насилие и войны, но наш рассказчик противопоставлен такому миру, в его подсознании происходит борьба со всем, что находится в его окружении.
  2. Кризис религии в конце XIX столетия также занимает определенное место в лирике поэта. Он с иронией пытается принизить образ Господа, приводит его наигранную власть до полнейшего абсурда. Рассказчик теперь уверовал лишь в собственные силы, но смириться с этим не хочет.
  3. Маяковский начинает поднимать тему искусства, которое заявляет о собственной эстетической позиции: герой пытается стать уличным голосом, а не их элитой с собственными соловьями и розами. В «современном» веке существуют более важные проблемы.

Автор описывает людей, которые сегодня живут, а также их пролетарскую сущность, а великих поэтов (Гете, Гомера) авторитетами не признает: закончилось их время.

Я уверен — мучит гвоздь в моем сапоге намного ужасней, нежели фантазия у Гете.

Поэт пытается сказать, что реальные и насущные проблемы «работяг» с улиц намного важней философских и абстрактных вопросов.

Нельзя не заметить тему революции, Маяковский хочет ее назвать предтечей. Христос «себя распял на кресте», чтобы кровью очистить душу страданиями. То же поэт пытается сделать с читателями произведения, чтобы те встретили переворот с чистыми мыслями.

Можно увидеть, что в каждой главе произведения основной темой является любовь, но это чувство дополняют другие мысли. Сначала персонаж разочаровывается в любимой, затем — в окружающем его искусстве, он не верит власти и религии.

Главная тематика произведения — это всё-таки разочарование. Маяковский устал от обстановки, которая его окружает, и хочет вызвать протест против нее, чем критикует все сферы жизни. Вероятно, любовный сюжет и был придуман им, чтобы отвести глаза цензоров от каждой буквы.

Оригинальность и своеобразие

Поэт призывает обездоленных и бедных настойчиво требовать и добиваться человеческого счастья прямо тут и прямо сейчас. Также автор готов поддерживать и восхвалять протест, пытаясь отречься от классических поэтов буржуазии.

Поэт призывает обездоленных и бедных

Он отвергает старый режим, который не может дать возможности людям жить свободно и достойно. Писатель хочет выступить против буржуазии и бюрократии, он чувствует революцию и способен принести ее в народные массы. Переживания и ощущения героя можно сопоставить с волнениями людей. Все чувства он смог отобразить в едином образе.

Искусство, любовь, религия и политический режим обязаны быть разными. Автор не пытается понять, что происходит сегодня (в то время), он убежден, что пролетарии унижаются и деградируют перед жизнью из-за неверного толкования искусства, несправедливого государственного строя и лживой религии. Но создатель поэмы не теряет веру в светлое будущее, он убежден в перевороте во всех сферах человеческой жизни. Он верит, что если разрушить старое и убогое, получится создать совершенное и яркое.

Композиция и размер

Оригинальность произведения читателю становится заметна уже в самом начале — достаточно прочитать название.

Маринетти Филиппо

Композиция и размер не были неординарными для русской литературы того времени. Построение стихотворения в виде лесенки придумали в Италии. Впервые его применил в своих произведениях Маринетти Филиппо. Он был разработчиком тематических и идейных принципов футуризма. Не секрет, что Владимир являлся большим поклонником этого направления, поэтому принял особый литературный стиль.

Но Филиппо был теоретиком, а не практиком. У русского автора получилось усовершенствовать его идеи:

  1. В содержании произведения «Облако в штанах» Маяковский смог передать дух революции модернизма, а также начать новую страницу в русской литературе и искусстве, употребив окказионализмы, инновационный ритм, новый размер.
  2. Маяковский становится автором, который негативно отзывается о Господе и религии. Немногие авторы могли последовать его примеру.

Сначала произведение продавалось в сокращении, цензура из него удалила ряд страниц. Лишь в Москве в конце 1917 г. «Облако в штанах» полностью восстановили и выпустили под личным контролем Маяковского. Авантюрная история написания и издания поэмы придала ей дух революционной романтики.


Еще материалы по творчеству В. Маяковского: