Стихотворение Маяковского «Послушайте»

Краткая история создания

1914 год — время написания стихотворения — являлся для молодого поэта Владимира Маяковского переломным в плане творчества. Именно в тот период Маяковский начинает отходить от старых литературных традиций и норм, делая выбор в пользу создания стихов «нового поколения», футуристического искусства. Созданию этой баллады предшествовали такие события:

  • В 1912 году состоялось первое публичное выступление поэта перед публикой в артистическом кафе-подвале «Бродячая собака».
  • В 1913 году — выпуск первого сборника стихов Маяковского, кратко озаглавленного «Я», а также последовавший за ним сборник «Нате!», принёсший ему известность.
  • В январе 1914 года поэт принял участие в футуристической олимпиаде. В этом же году он был исключён из училища.

Маяковский «Нате!»

В дореволюционном периоде творчества поэта заметны черты неоромантизма, переосмысления человеческой жизни и судьбы, обращение к библейским мотивам. Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте» показывает существенное отличие этого произведения от уже созданных — в особенности, мягкая доверительная интонация, отсутствие гневного осуждения или обличения пороков общества и людей, а также надежда на будущее.

Важно понимать тот факт, что на момент создания стихотворения в России ещё не произошла Октябрьская революция, потрясшая всю страну.

Этим частично объясняется довольно светлый колорит стихотворения, в котором Маяковский выдвигает на первый план не большевика или рабочего, а человека философа, размышляющего над вечными вопросами.

Элементы полемики

Одной из особенностей этого стихотворения является его строй речи, более соответствующий острой дискуссии или полемике, нежели лирическому произведению. Маяковский мастерски выстроил реплики таким образом, что возникает ощущение спора, в котором один из оппонентов безуспешно пытается доказать свою правоту, подыскивая убедительные доводы.

Слова стихотворения

В пылу обсуждения лирический герой после восклицания трижды повторяет свой вопрос, стараясь убедить воображаемого собеседника: «Значит — это кому-то нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит, кто-то называет эти плевочки жемчужиной?»

Именно в попытке убеждения кроется надежда поэта на понимание со стороны людей, ведь без неё лирический герой не стал бы так увещевать и обращаться к своему слушателю. Особенно остро чувствуется эмоциональный накал ближе к концу стихотворения, когда поэт риторически спрашивает «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!». Можно подумать, что подобные обращения адресованы какому-то конкретному лицу, к которому это стихотворение могло быть направлено.

Особенности композиции

Слова и строфы в произведении располагаются типичным для поэта способом — посредством «лесенки», когда слова часто начинают новую строку, приковывая к себе внимание и прибавляя значимости, весомости. В стихотворении «Если звёзды зажигают» Маяковский также использовал неочевидное чередование слогов (называемый белым стихом). Также у стихотворения имеются следующие особенности:

Элементы полемики

  • Стихотворный размер — тонический стих (акцентная система).
  • Кольцевая композиция.
  • Часть строф не рифмуется, часть имеют перекрёстную рифму.
  • Жанр произведения — элегическое послание-монолог.
  • Тема стихотворения — размышления о человеческой жизни.
  • Композиционные особенности — монолог-обращение, который можно разделить на 3 части без видимого деления посредством строф.

Смысловые части произведения делятся следующим образом: экспозиция с риторическими вопросами Богу, вмешательство главного героя, а также благодарность Богу за то, что он «зажигает звёзды». Некоторые литературоведы считают, что главной тематикой стиха в первую очередь является не человеческая жизнь и судьба, а искусство (которое в качестве метафор обозначено в виде «звёзд», «плевочков» и «жемчужинок»).

Также некоторые исследователи отмечают у этого стихотворения такую особенность, что оно лучше воспринимается, если его прочитать вслух.

В отличие от простого чтения, гласное произнесение стихов Маяковского позволит лучше усвоить его непривычную для многих ритмику и слог.

Стилистические нюансы

Особенности композиции

Главной стилистической чертой стихотворения, часто оставляющей неизгладимое впечатление у слушателей, является эмоциональная спонтанность, подчёркиваемая сбивчивостью и торопливостью речи. Герой произведения не просто взволнован, он поражён важностью затрагиваемого вопроса и стремится своим чувственным монологом привлечь внимание людей.

Маяковский в произведении умело создаёт ситуацию, в которой лирический герой будто шёл по своим делам и вдруг остановился, оставил свои прежние мысли, поглядел на небо и обратился к прохожим. Причём адресат стиха — люди с отсутствием интереса к подобной философии; им неинтересно думать, «для чего и почему зажигают звёзды», они живут строго по плану, не затрагиваемые мыслями о мироздании.

Средства выразительности

Несмотря на небольшой объём стихотворения Маяковского «Послушайте», анализ показывает наличие множества поэтических и художественных приёмов, направленных на усиление образности произведения. В первую очередь внимание читателя или слушателя приковывается к образу звёзд, которые являются ключевой метафорой всего стиха; именно их причина возникновения будоражит ум поэта и вызывает у него бесчисленные вопросы. С литературной точки зрения, Маяковский использовал в своём стихотворении следующие приёмы:

Читать стихотворение

  • Сравнение («звёзды» — «плевочки» — «жемчужины»).
  • Эпитеты — «тревожный, но спокойный наружно», «беззвёздная мука», «полуденная пыль».
  • Соблюдение пауз и ударения (как стиховых, так и психологических).
  • Включение элемента фантастики — «врывается к Богу».
  • Использование экспрессивных глаголов, подчёркивающих динамику действия лирического героя — «плачет», «просит», «клянётся».
  • Анафора — троекратное повторение «значит».

К удивительным моментам также можно отнести практически полное отсутствие в стихотворении неологизмов, столь любимых Маяковским. Следует отметить уникальное соединение метафор — возвышенного и приземлённого («божественного» и «человеческого»), как, к примеру, «жилистая рука» Бога, «звёзды» — «плевочки» и пр.

Творчество Маяковского

На протяжении всего стиха встречается лишь одно повествовательное предложение, которое утопает в эмоциональных взрывах поэтических реплик. При этом Маяковский использует то монолог, то обращение к слушателю. В произведении множество знаков препинаний, тире, подчёркивающих недосказанность автора, а также указывающих на сумбурность, характерную для людей, охваченных чрезвычайным волнением и энтузиазмом.

Для подчёркивания важности цели человека, который стремится узнать у Бога ответы на свои вопросы, Маяковский использует множество однородных глаголов подряд.

Выразительный эпитет «в метелях полуденной пыли» подчёркивает спешку лирического героя, поднимающего за собой не просто пыльные клубы — метель.

Смысловой анализ

Руки трудяги

Первую часть стихотворения представлен в виде размышления лирического героя о Боге — «Значит, кто-то хочет, чтобы они были?». Маяковский спрашивает о необходимости существования мироздания в целом, задаёт вопросы себе, и для ответов отправляется к Создателю («Надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к Богу»). Метафорой «жилистая рука» подчёркивается близость высших сил к человеку, ведь жилистые руки чаще всего встречаются у рабочих и трудяг.

Во второй части произведения он врывается не только для удовлетворения любопытства, но и чтобы просить Бога создать звезду («Чтоб обязательно была звезда!»), без которой жизнь не имеет смысла. В этом контексте под «звездой» можно понимать и искусство, без которого человеческое существование становится пресным и однообразным.

Далее поэт обращается к неизвестному лицу, которое может представлять собой того редкого единомышленника, задающегося аналогичными вопросами — «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!». Вопросительно-восклицательное предложение является скорее попыткой успокоить самого себя, встревоженного думами о жизненном пути человечества. Поэт уясняет для себя один из важнейших принципов жизни — важно быть для кого-то полезным, необходимым; с этим сходна точка зрения, что в этом стихе Маяковский выразил свои глубинные сомнения по поводу нужности его творчества людям (несмотря на внешнее бахвальство и демонстрируемую самоуверенность).

Зажигаются звезды

В конце концов, в третьей части стихотворения лирический герой вновь возвращается к заданному вопросу, который уже звучит более обнадёживающе, чем в экспозиции («Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!»).

Прослеживается невысказанная мысль на прощание: если посреди ужасающей действительности всё-таки зажигаются звёзды, значит, у человечества всё же есть надежда на будущее, что бы ни случилось.

Что характерно, высокие образы в произведении не только подчёркнуты «приземлёнными» метафорами, но и сопровождены урбанистическими образами — звёзды, парящие в небесах, «зажигают над крышами», будто фонари, Бог, который в начале стиха подразумевается как некто («кто-нибудь»).

Всё стихотворение в целом является одной развёрнутой метафорой, сквозь которую нанизан мотив одиночества человека в чуждом для него мире. Сравнивая звёзды с человеческой жизнью, которую тоже «кто-то зажигает», Маяковский подводит читателя к выводу, что «раз кто-то называет эти плевочки жемчужиной», то смысл жизни художника в универсальном смысле — творить для людей, подобно звезде, освещая их путь.

Читайте также другие анализы стихотворений: