История написания

Алексей Толстой полагал, что поэзия – это искусство воплощать в складных словах то, что всегда есть вокруг нас. Поэтому он не рассматривал написание стихотворений как труд, требующий тщательного анализа и следования определенным стандартам. Нет, он считал, что поэзия рождается от сердца, а потому держаться за то, что уже написано, не нужно – идею все равно получится передать. Поэтому балладе он убрал последние трагические строки, оставив из полно сюжетной баллады лишь небольшую зарисовку.

Впервые стихотворение опубликовали в 1856 году, хотя возможно, что оно издавалась и раньше.

Тема стихотворения

Анализ стихотворения Где гнутся над омутом лозы

В этом произведении описана трагедия, хотя читатель не сразу это понимает. Все начинается со светлой картины – летний пейзаж, жужжат стрекозы, ярко светит солнце. Главный герой –мальчик, который отдыхает с мамой на природе и отлучается, пока та задремала.

Мальчика влекут стрекозы. Они весело летают над обрывом, кругом идиллия. Малышу кажется, будто бы они разговаривают с ним и приглашают присоединиться: ведь летать так весело, и они готовы принять мальчика к себе. Стрекозы уверяют, что уже любят главного героя, и им будет очень весело вместе.

Завороженный мальчик готовится прыгать с обрыва: внизу его ждет мягкое песчаное дно. Стрекозы заверяют его, что он не упадет и не ударится, а сможет полететь – совсем как они.

Читатель так и не узнает, прыгнул ли главный герой или успел опомниться. Может, его спасла проснувшаяся мать. Так или иначе, мы можем почувствовать основную идею автора – человеческая жизнь хрупка. И угроза ей может выглядеть абсолютно мирно, но необдуманные действия способны привести к трагедии.

Жанр и композиция

Эта работа А. Толстого является балладой – историческим стихотворением, отсылающим нас к произведениям знаменитых европейских авторов (таких как Гете, творчество которого тоже славилось переменчивостью от светлой завязки к трагическому финалу).

В рамках анализа стихотворения «Где гнутся над омутом лозы» рассмотрим и его композицию. Она выстроена в соответствии с логической последовательностью: сначала А. Толстой описывает мирную картину летнего пейзажа, потом – представляет главных героев (мальчика и стрекоз), а потом демонстрирует обращения стрекоз к своей «жертве». Тем не менее, в композиции стихотворения нет логического конца: неизвестно, прыгнул ли герой с обрыва или все же преодолел себя. Каждый читатель может сам додумать, чем завершилась эта короткая история.

Средства выразительности

В этом произведении А. Толстой использует такие художественные средства, как символы, эпитеты и метафоры. С их помощью он наделяет стрекоз человеческими чертами: способностью говорить, завлекать и обманывать, а также коварством.

Также эти средства выразительности помогают создать идиллическую картину летнего пейзажа, которые резко контрастируют с основной тематикой баллады. Кажется невероятным, что среди такой мирной картины способна развернуться трагедия.

Читайте также анализы других стихотворений: