Наиболее важные проблемы воспитания в комедии Недоросль

Сведения о писателе

Автор комедии Недоросль

Если изучить особенности воспитания и образования в комедии Фонвизина «Недоросль», можно понять, в какую эпоху жил автор. Денис Иванович родился в апреле 1745 года в Москве. Период его жизни приходится на екатерининскую эпоху. Отец писателя был уважаемым гражданином. Сын им очень гордился и несколько позже воплотил его образ на страницах своей комедии в роли Стародума.

Автор утверждал, что именно этот герой является его любимым, поскольку придерживается принципов и верит в идеалы. После окончания школы Денис Иванович поступил в гимназию при Московском университете, учился хорошо, позже перевелся на философский факультет.

В 1760 году Фонвизин стал одним из лучших учеников гимназии и отправился в Петербург. Именно здесь он знакомится с Ломоносовым. Несколько позже Денис Иванович начинает заниматься переводами.

Одновременно этим Фонвизин стал создавать свои оригинальные произведения. Они были резковаты, но заслуживали внимание читателей и литературных критиков. Проблематика человеческих отношений в них была настолько актуальна, что почти каждый мог увидеть в произведении себя или свою семью.

Специалисты утверждают, что в этот период была создана знаменитая комедия автора, которая стала первоначальным вариантом пьесы, изданной несколько позже. Любимым автором Фонвизина был Руссо. Помимо этого, он увлекался творчеством Вольтера, был под впечатлением французской просветительской идеи. В 1777 году Денис Иванович уезжает во Францию, находится там на протяжении 18 месяцев.

Умение Фовизина грамотно и быстро переводить произведения с разных языков помогло ему устроиться на хорошую должность. Долгое время он был секретарем главы русской дипломатии. Тяжелая болезнь (паралич) довольно рано забрала талантливого человека. Он умер в возрасте 47 лет, но до конца жизни занимался литературной деятельностью.

История создания комедии

Актуальное литературное произведение Недоросль

Пьеса Дениса Ивановича стала популярной после его смерти и была включена в школьную программу. Однако ученики средних и старших классов не могут сразу понять проблему воспитания в «Недоросле». Аргументы к сочинению можно подобрать с легкостью, если изучить историю создания комедии, ее тему и основной сюжет.

В XVIII веке под термином «недоросль» понимали дворянина, который не получил должного образования и воспитания, а также не имел соответствующего документа, подтверждающего учебу. Таких людей не брали на службу и важные должности, им не разрешали жениться. Они были оторваны от мира образованных дворян.

Идея создания комедии, где действующими лицами стали бы люди из разных слоев населения, зародилась у Фонвизина во время пребывания во Франции. В этот период автор изучал:

  • философию;
  • юриспруденцию;
  • социальную жизнь страны.

Суть отношений родителей и их детей

Возвратившись на родину, он начал работу над произведением. Это заняло около 3 лет, а в 1782 году комедия была опубликована. Основной задачей автора было показать читателю, как устаревшие понятия препятствуют воспитанию целостной личности.

Подобные откровения, пусть и завуалированные, стали причиной гнева Екатерины II, которая запретила постановку пьесы на сцене. Фонвизин же предпринял попытку достучаться до людей с помощью журнала, в котором хотел излагать свои мысли. Однако императрица запретила его выпуск. Этот факт только подтверждает мысль о том, что правители не желают воспитывать истинных граждан, которые смогут отвечать за свои действия и наставлять других на верный путь.

Действующие лица

Сюжет комедии разворачивается в середине XVIII века. Героями книги становятся люди из разных слоев населения, имеющие свое видение окружающего мира. На страницах произведения можно увидеть социальное неравенство. Главные персонажи:

Отсутствии должного образования в комедии Недоросль

Сюжет в комедии Недоросль

  1. Терентий Простаков — глава семейства, необразованный и слабовольный человек, старающийся во всем угодить своей невежественной и властной супруге. Любит своего сына умеренно, иногда не может поверить, что это действительно его отпрыск. Несмотря на богатство и положение в обществе, не умеет читать.
  2. Госпожа Простакова — супруга Простакова и хозяйка дома, любящая мать Митрофана. Считается главным отрицательным персонажем, относится к дворянскому роду, поэтому считает, что ей разрешено делать все. На первый план в жизни женщины выходит любовь к своему сыну Митрофанушке. Именно из-за наличия такого персонажа довольно остро стоит проблема воспитания истинного гражданина в комедии «Недоросль».
  3. Митрофан — сын Простаковых, недоросль. Юноша настолько беспечен, ленив и наивен, что не в состоянии самостоятельно позаботиться о себе. Он не следит за одеждой, не желает учиться и предпочитает только забавы.
  4. Правдин — государственный деятель, направленный в имение Простаковых для проведения расследования, касающегося обращения госпожи со своими подчиненными.
  5. Стародум — основной положительный персонаж в комедии, дядя Софьи, человек высоких моральных принципов. Он учит племянницу жить по правилам, быть образованной и приличной девушкой.
  6. Софья — племянница Стародума, девушка с добрым сердцем.
  7. Милон — молодой и достойный человек, офицер, который помог предотвратить похищение Софьи, своей возлюбленной.
  8. Скотинин Тарас — человек, фамилия которого говорит сама за себя. Является братом Простаковой, очень любит свиней, желает взять Софью в жены, поскольку девушка имеет наследство.
  9. Кутейкин, Вральман и Цыфиркин — учителя Митрофанушки, которые так и не смогли его чему-либо научить.

Помимо основных персонажей в комедии раскрыт образ слуги в лице Тришки, кормилицы Еремеевны и камердинера.

Первый конфликт

Главные герои в комедии Недоросль

О воспитании Митрофана в комедии «Недоросль» можно судить уже после прочтения первого действия пьесы. В нем описывается недовольство матери юноши, которое та выражает по поводу работы Тришки. Парень является крепостным и по совместительству занимает должность портного, хотя не получил должного образования. Простакова ругает Тришку за плохо сшитый кафтан, который необходим ее сыну.

Поводом для получения новой вещи стала предстоящая женитьба на Софье, которая была дальней родственницей Простаковых, осталась сиротой и проживала временно в их имении. Однажды во время урока Митрофан сказал матери, что не желает учиться, а хочет жениться на Софье. Мать сразу соглашается с сыном, поскольку девушке в наследство досталось много земель и скота.

Она старается уговорить Митрофана нормально учиться, чтобы доказать будущей супруге свою образованность. Кутейкин и Цыфиркин начинают занятия с юношей, но после трех лет уроков он не в состоянии прочесть даже одну строчку. Это не расстраивает Митрофана и его мать. Последняя говорит, что сын должен отказаться от занятий, если ему они тяжело даются.

Еще одним учителем Митрофана становится Вральман, который должен научить его французскому языку и другим наукам. Никто не догадывается, что учитель является бывшим кучером и не в состоянии передать парню необходимые знания. Здесь Фонвизин дает читателю понять, что Простакова — невежественная и просто глупая женщина, поскольку не способна отличить хорошего педагога от обманщика.

Краткое содержание комедии Недоросль

На первых страницах читатель видит нравственное разложение взрослой женщины. Она не может дать своему сыну верные наставления, поскольку сама безграмотна и плохо воспитана. Ее хамство в обращении со слугами раскрывает сущность характера, его влияние на воспитание сына. Проблемный ребенок нуждается в крепкой руке, но отец его слабовольный человек, а мать слишком поглощена собственной любовью к сыну-переростку.

Отношение Простакова к собственной семье становится еще одной проблемой. Он во всем соглашается с супругой, не имеет собственного мнения и не принимает участия в воспитании сына. Митрофан отца не уважает, не прислушивается, иногда повышает голос, но Простаков не предпринимает попыток исправить ситуацию. Его рассуждения напоминают речи крепостного, несмотря на принадлежность к дворянскому роду.

Скрытые мотивы

Второй и наиболее актуальной проблемой, разворачивающейся на страницах комедии, считается дурной пример, который Простаковы подают собственному сыну. Когда мать юноши узнает, что Софья получила письмо от своего дяди Стародума, она пытается уличить девушку в измене или плохом поведении, но не может подтвердить свои предположения, ведь не умеет читать.

Позже женщина узнает, что в письме сказано о наследстве, которое дядя завещает своей любимой и единственной племяннице. Тогда Простакова старается побыстрее устроить свадьбу Митрофана с Софьей, чтобы заполучить деньги Стародума. Подобная корысть отрицательно отражается на воспитании нравственных идеалов юноши:

  • он не понимает, что для получения чего-либо в жизни нужно усердно трудиться, добиваться поставленной цели;
  • Митрофан уверен, что рядом всегда будет человек, который решит все проблемы;
  • парень считает, что получит желаемое в любом случае, при этом не имеет значения, каким способом это делать.

Пересказ комедии Недоросль

Итог подобного воспитания — невежественный, разбалованный, ленивый, тщеславный юноша, который решает жениться только ради забавы, не испытывая истинных чувств к избраннице. Бедный Митрофанушка уверен, что неблагочестивые поступки не отражаются на личности, а любое средство хорошо для получения желаемого. При этом он возлагает груз ответственности на плечи матери, не заботясь о ее душе.

Несмотря на всю любовь, которую отдавала Простакова сыну, он не оценил ее по достоинству. В последнем действии комедии он отмахивается от матери, высказывает претензию, что она слишком навязывается. Именно тогда женщина понимает, что осталась без власти не только над крепостными, но и над собственным ребенком.

Значение произведения

Проблема воспитания в комедии Недоросль

Актуальность проблемы воспитания, описанной на страницах комедии, считается поводом для тщательного анализа. В литературе не так много произведений, которые могли бы четко описать сущность невежественных людей и их влияние на судьбы окружающих. Современный способ воспитания несколько отличается от того, что был актуален много десятков лет назад.

Фонвизин обращает внимание на людей из разных поколений, старается поднимать вопрос морального разложения, связанного с отсутствием образованности и личностного развития. Помимо этого, он заставляет каждого героя на страницах своей пьесы раскрываться с разных сторон, чтобы читатель мог понять причины подобного поведения, направленность мыслей и результаты действий.

Дополнительно в пьесе «Недоросль» остро поставлен вопрос отношений отцов и детей. Читатель видит, что представители разных поколений имеют почти одинаковые взгляды, поскольку вся семья отличается невежеством. Но даже это не помогает им нормально общаться и понимать друг друга.

После постановки пьесы на сценах известных театров необразованных людей стали называть недорослями, а имена Митрофан, Простаков и Вральман стали нарицательными. Интересным будет тот факт, что известные писатели, например, Николай Гоголь, отметили правдивость пьесы, ведь все в ней взято из жизни людей XVIII века.