Особенности композиции комедии горе от ума

Стройный план

Самым распространённым и стойким обвинением Грибоедова, как автора, в критических обзорах стало замечание по поводу стройности и продуманности содержания плана произведения, а точнее, — их отсутствия. И в этом были едины как друзья Александра Сергеевича, так и недруги.

В своих доброжелательных откликах такой факт кратко отметили Пушкин и Катенин. А катком по вопросу прошёлся на страницах «Вестника Европы» недоброжелатель Грибоедова А. И. Писарев — знаменитый автор водевилей и рассказов.

Но, в результате, видимое отсутствие чёткости построения пьесы стало её изюминкой, способствовавшей последующему успеху и популярности у зрителя.

Классическое триединство

В комедии «Горе от ума» Грибоедов, на первый взгляд, сохранил в композиции так называемое классическое «триединство».

 кульминация в горе от ума

Критики отметили, что в пьесе явно выделяются:

  • дом Фамусова (место);
  • один день (время);
  • любовный треугольник (действие).

Но на самом деле всё это было мнимым следованием классическим канонам. Пространство фамусовского дома впоследствии переходило в пространство Москвы и всей территории России. Один день, наполненный безумием, превращался в символ целой эпохи.

Ну и треугольник любви с очень острыми вершинами был насыщен не столько любовью, сколько идеологической подоплёкой, результатом которой и стало разбитое корыто, где все и оказались. А на счастливый финал не было даже и намёка.

Парадокс внутренней формы

Наличие двух линий развития в произведении, а именно: действия и сюжета, привело к тому, что критики небезосновательно делали замечания Грибоедову об отсутствии внутреннего единства в комедии «Горе от ума». Тот же Писарев, упрекая Александра Сергеевича в отсутствии связного плана, подразумевал одно из двух:

  • целостную любовную интригу;
  • выдержанное в последовательности сатирическое нравоучение.

 горе от ума композиция

В комедии Грибоедова присутствует и одно, и другое, но эти направления очень глубоко взаимосвязаны. Получился своеобразный синтез, классическое толкование которому сделал И. А. Гончаров.

Он писал, что в пьесе «Горе от ума» вложены как будто 2 комедии, периодически прерывающиеся и сменяющие друг друга.

Одна из них — любовная интрига, другая — жёсткая сатира на общественно-социальный строй. И всё это в произведении А. С. Грибоедова завязано в плотный узел.

Ключ к пониманию

Понять парадокс «внутренней формы» комедии может помочь рассмотрение языка композиции «Горе от ума». Сама пьеса насчитывает 4 действия, что уже являлось отклонением от классики: норма — 5. И этот факт вызывал вопрос у зрителей и замечания со стороны критики.

 кульминация горе от ума

Изначально нужно понимать, что пьеса Грибоедова явно разделена на 2 большие части, объединённые диалектическим взаимодействием. В завязке и первых двух действиях «Горя от ума» существенно преобладает любовная интрига, составляющая комедийное начало пьесы, поэтому и в экспозиции, и во всей первой части зритель встречает ограниченное количество героев. Вторая половина произведения, наоборот, насыщена персонажами. Третье и четвёртое действие «Горе от ума» — общественная комедия.

И как остроумно отметил П. А. Вяземский, здесь Грибоедов представляет зрителю «народ действующих лиц».

Художественная симметрия

Но в то же время любовная история комедии не обрывается в конце второго действия, а общественная не начинается строго с третьего. Конфликт главного героя произведения Чацкого с общественностью Москвы практически разворачивается уже с его изначального появления на сцене. В первом действии это шутливые высказывания в адрес знакомых, во втором проявляются раздражённые интонации, третье действие — драматическая кульминация, а в четвёртом происходит катастрофическая развязка.

 горе от ума грибоедова особенности

Как следствие, центр тяжести так называемой общественной комедии по интенсивности и напряжению эмоций можно разместить на двух заключительных действиях. Но исходный материал для кульминации автор представил зрителю в первых двух актах произведения.

Такие же этапы проходит и любовная интрига, но с определённой темповой и композиционной разницей. Наибольшая интенсивность этой линии приходится на первые 2 акта. Они насыщены краткими личностными интригами и элементами любовных треугольников. Но разрешения всех амурных недоразумений, как и общественных противоречий, происходит одновременно в финальной части комедии.

Композиционную систему пьесы А. С, Грибоедова «Горе от ума» условно можно представить в виде художественной симметрии либо закона зеркальной композиции. Как следствие, наличие пятого акта (по классическому пониманию структуры жанра того времени) явно становится необязательным и лишним.

Он бы нарушил гармонию единства двух сюжетных линий — любовной и общественной. Четырёхактная пьеса имеет содержательный смысл: она закончилась открытым пространством, а главный персонаж остался духовным победителем.


Еще материалы по комедии А.C. Грибоедова "Горе от ума":