Смысл названия пьесы «Гроза»

Краткая предыстория

Начиная работу над сочинением по теме, следует раскрыть краткую историю написания, указать, что пьесу впервые напечатали в 1859 году, когда страна застыла в ожидании долгожданной отмены крепостничества. Именно поэтому произведение было воспринято многими как призыв к обновлению, началу нового пути и жизни. Островский противопоставляет «темное царство», жителями которого являются «самодуры Дикой и Кабаниха», новым людям, смелым и решительным. В выборе героев и особенностях компоновки сюжета драматург становится новатором жанра.

Работа над сочинением

Главным конфликтом пьесы становится противостояние самодуров, привыкших управлять жизнью и их жертвами. Причем как и в классических произведениях прошлого, отрицательные герои показаны сугубо отрицательными. Сочувствия у читателя не вызывают ни Дикой, ни Кабаниха, несмотря на то, что перед нами изображено крушение привычного для них мира.

Позднее драматургия откажется от деления героев на «хороших» и «плохих». Многие театральные злодеи будут раскрыты всесторонне и глубоко, что заставит читателя или зрителя поверить: они не сами выбрали свой путь. Но пока Островский придерживается традиционной позиции, «плохие» герои у него действительно плохи. Назвать их сложными или противоречивыми было бы неверно.

Совсем иное дело — жертвы. Их нельзя однозначно считать положительными персонажами. Та же Катерина, история которой не может не вызывать сочувствия, не относится к праведным героиням. Она, будучи замужем, полюбила другого человека. Роковая страсть стала причиной ее самоубийства — тяжкого греха, согласно христианским традициям.

Борис тоже не может быть назван положительным героем. Он слишком мягок и податлив. Страх перед темным царством настолько силен, что этот мужчина оказывается не в силах протянуть руку помощи любимой женщине. Именно он становится невольной причиной ее позора и гибели. Достойный и сильный герой либо отказался бы от Катерины, дав ей возможность оставаться честной женой, либо же забрал ее из ненавистного дома. Трагедия Бориса заключается в том, что он зависим от Дикого и ничего не может сделать ради своего освобождения.

В изображении положительных героев Островский действительно выступил как новатор, поскольку эти персонажи гораздо более сложны, чем изображенные в классицистических пьесах.

Многогранность заглавия

Смысл названия и образная символика драмы «Гроза» неоднократно становились предметом изучения литературоведов. Это природное явление помогает драматургу раскрыть суть тематики и проблематики, а не просто представляет собой разгул стихии. Конечно, гроза в самом прямом смысле в тексте присутствует. Особенно много о ней говорят в четвертом действии, однако ключевым моментом все же является метафорический, символический смысл. В композиции произведения явление природы весьма значимо:

Катерина делится с Варварой своими тайнами

  1. После того как Катерина делится с Варварой своими тайнами, начинается гроза.
  2. В первых актах четвертого действия атмосферное явление предвещает предстоящую трагедию.
  3. Наконец, кульминация: признание Катерины в своем грехе происходит в тот момент, когда гроза разражается. Таким образом, она участвует в действии, а не просто становится для него фоном.

Но заглавие имеет и иное значение, причем для каждого из персонажей оно обладает собственными оттенками.

Символика для персонажей

Многозначность названия пьесы «Гроза» подчеркивается еще и тем, что у каждого из основных действующих лиц она своя. Тихон, например, считает, что синонимом к этому слову является «брань». Уезжая от матери, он искренне радуется, что в течение двух недель сможет наслаждаться покоем, поэтому о собственной супруге даже не думает.

Душевное равновесие — вот что волнует этого слабохарактерного человека. Чужие проблемы и переживания для него малозначимы. «Темное» царство уже успело отравить его душу. Хотя, конечно, сравнивать робкого Тихона и Дикого невозможно: сын Кабанихи забит, унижен.

 Кулигин, изобретатель

Второй герой, чье понимание образа грозы представляет интерес при проведении анализа драмы — Кулигин, изобретатель (не зря его фамилия напоминает фамилию Кулибина — известного русского механика). Это человек, который искренне уверен: любое зло, каждый порок можно искоренить мирным путем. Именно он предлагает сделать громоотвод — символичный образ, аллегория. Согласно авторской мысли, самый продуктивный способ борьбы с негативом — изображение его на страницах произведений, вынесение на суд публики в комичном, а подчас и в трагичном ключе.

При работе над сочинением рассуждение можно продолжить и кратко описать, что же такой «гроза» в понимании других героев драмы:

  1. Самодур Дикой уверен, что это явление — наказание за грехи. В этом нашла отражение патриархальная концепция, в основе которой лежит страх. Этот человек наслаждается тем, что Борис полностью от него зависит, поэтому видит свою родственную связь с грозой.
  2. Для Кулигина это начало новой жизни, радость, обновление. Для него в природном явлении важна прежде всего живительная сила.

А для Кабанихи грозой является Катерина — героиня, неготовая к послушанию, обладающая собственными мыслями, искренними чувствами, способная к сопротивлению, но глубоко нравственная и не умеющая лгать.

Ее измена — это грех, она страдает от этого, но противиться своим чувствам уже не может. Написать, что Катерина — порочная женщина, было бы неневерно. Это глубоко верующая натура, страдающая, но жаждущая любви и понимания.

Восприятие Катерины

Страх главной героини

Страх главной героини перед грозным явлением природы очевиден. Катерина уверена, что сам Бог готов покарать ее за грех, неверность мужу. В этом и состоит главный конфликт произведения: женщина не может жить по законам ненавидимого ею темного царства, но сил и энергии ему противостоять она в себе не чувствует. Именно поэтому для нее остается лишь один выход — самоубийство. И появление сумасшедшей барыни символично. Сопровождаемая ударами грома, она предвещает гибель Катерины. Гроза в данном случае является началом разрешения основного конфликта драмы.

Кроме того, ключевой образ пьесы символизирует и любовь героини к Борису, которая не смогла освободить ее, а принесла лишь боль и страдания. В их отношениях можно найти что-то природное, стихийное, неподвластное логике. Будучи замужней женщиной, Катерина не имела права на это чувство, но, не испытывая любви к своему законному супругу, она пыталась найти ее в другом человеке. В литературе есть немало трагических героинь, которые во многом похожи на Катерину, однако именно у Островского образ несчастной и одинокой в браке женщины получился особенно острым и пронзительным.

Многие исследователи отмечают, что Борис — тот, кто сумел разбудить в Катерине женщину, любимую, нежную и желанную. Именно поэтому, а не за счет каких-то своих внутренних качеств он сумел вызвать в ее душе ответную любовь. Он понял ее душу, но сыграл в судьбе роковую роль: она отдала ему свое сердце, а затем — жизнь.

Вот почему пьесы Островского называли пьесами жизни: в сюжетной канве произведений великого драматурга нет ничего напускного, описаны вполне бытовые ситуации, которые могут произойти в реальности. Но сделано это с таким мастерством, что в простой сюжет автор мастерски вписывает свои сложные идеи и размышления о жизни и обществе. Замысел драматурга раскрывается постепенно, от действия к действию, от характера героя к последующим персонажам.

Пьеса Островского гроза

Композиционная организация построена таким образом, чтобы внутренний конфликт постепенно представал перед читателем или зрителем во всей его неприглядности и завершился грозой.

Произведение не зря называется «Гроза». Это явление символизирует перемены в обществе, смену представителей закостеневшего «темного» царства новыми людьми, молодыми и энергичными, признающими ценность науки и прогресса. Именно поэтому в своей статье критик Добролюбов сделал вывод о большой значимости пьесы для литературы и жизни в целом.