Пьеса А. Н. Островского «Гроза», краткое содержание которой предложено ниже, - великое достояние русской литературы. Это описание быта жителей Поволжья XIX столетия – как простодушных, так и образованных, как рядовых горожан, так и власть имущих богачей. 

Это драматическая хроника борьбы двух поколений на стыке неизбежных перемен. Страницы «Грозы» - кладезь житейских премудростей, простых и элементарных, но актуальных во все времена.

История создания пьесы А. Н. Островского

Рукопись писатель составлял во время поездок по Волге. Интересные байки и слухи, а также происходящие в прибрежных городах события легли в основу сюжета. 

Александр Островский

Люди - как богачи, так и простолюдины, их поступки и характер, нашли определенное отражение на страницах произведения.

Много внимания в пьесе уделяется Катерине – несчастной девушке с чистым сердцем. Для Александра Николаевича она была напоминанием об актрисе Любови Косицкой – горячо любимой, но, как и сам Островский, связанной узами брака. 

Предполагаемым прообразом героини являлась Александра Клыкова, горожанка, утопившаяся в Волге из-за нападок свекрови.

Главные герои и их характеристика

Сюжет развивается вокруг двух состоятельных семей Калинова. 

Дикой

Одну возглавляет Савел Прокофьевич Дикой – влиятельный купец и помещик, резкий и несдержанный самодур, требующий от всех почитания. Связи и состояние привили ему чувство безнаказанности – горожане его ненавидят, но считаются с его мнением.

Кабаниха и Тихон

Лидером дома Кабановых является Марфа Игнатьевна, «Кабаниха», богатая вдова, также вовлеченная в торговлю. Держит домашнее окружение в страхе и повиновении, почитает старый патриархальный уклад.

В противоположность им представлены их дети:

  1. Племянник Дикого Борис – прекрасно начитанный и воспитанный юноша, явившийся к дяде за своей долей завещания. Общество склочного и агрессивного родственника ему неприятно, но он вынужден быть «вежливым и учтивым» - только так он получит деньги, столь нужные ему для дальнейшей жизни.

  2. Тихон Иванович – сын Кабановой, безропотно следующий воле своей матери. От бытовых и деловых проблем спасается крепким алкоголем под молчаливое согласие семьи.

  3. Варвара – дочь Кабанихи, легкомысленная добродушная девушка, приноровившаяся к тяжелому характеру своей матери. Живет по своим правилам и в свое удовольствие – ни мать, ни общество ей не указ.

  4. Катерина – юная супруга Тихона, боязливая, глубоко верующая и строго наученная быть верной женой. Семейная жизнь не приносит ей счастья: муж вызывает лишь жалость, свекровь постоянно причитает и ругается. Мечтательность и замкнутость девушки усугубляют её положение в доме Кабановых: все слухи и упреки она воспринимает близко к сердцу.

Второстепенные персонажи

Кулигин

Кулигин – изобретатель-самоучка, ищущий новое. Искренне желает помочь людям. Не желает признавать старые порядки и мечтает о всеобщем благополучии. Исключительно положительный персонаж, открытый и честный.

Кудряш – друг Варвары, характерный мещанин, стремящийся к наживе и власти. Не отличается воспитанностью, резкий в общении.

Феклуша – странница, лестью и небылицами завоевавшая доверие Кабанихи. Умело подбирая комплименты и поддакивая богатой вдове во всем, обеспечивает себя кровом и пропитанием. Пугается всего нового, отчего сближается с Кабановой еще больше.

Глаша – служанка Кабановых, недалекая, простодушная девушка. Что-либо менять в своей жизни отказывается, довольствуясь своим положением.

Краткое содержание пьесы «Гроза»

Действие первое

Гроза

Автор переносит читателя в начало XIX столетия, в город Калинов, построенный на берегах Волги. В тихом и уютном саду Кудряш, Шапкин и Кулигин обсуждают ханжество и самодурство Дикого. К компании присоединяется племянник помещика Борис, приехавший в местные края недавно.

Поведав собеседникам свою историю о детстве, учебе и смерти родителей, юноша сообщает, что приехал за наследством покойной бабушки. По условиям завещания, если Борис будет почтителен к дяде, то барин обязан дать ему часть наследства. Мещане же, услышав об условиях, заверяют, что не видать ему денег от жадного помещика.

Напоследок Борис жалуется на невыносимую жизнь в помещичьем жилище. Кулигин же в ответ делится историей города и сетует на жестокие нравы города, после чего компания расходится.

Появляется Феклуша, восхищенная семейством Кабановых, щедро одаряющем пришлых и бедных людей. Механик-самоучка её мнения не разделяет и на любопытство Бориса описывает вдову Кабанову как домашнего тирана.

Вскоре появляется сама Кабаниха вместе с домочадцами: дочерью и сыном с его женой. После длительного ворчания вдова оставляет детей, желаюших прогуляться по улице. Тихон отправляется в гости выпить.

Девушки обсуждают домашние хлопоты и мужа Катерины. Попутно супруга Тихона делится своими мечтаниями, рассказывает о молитвах в церкви, жалуется, что с ней происходит необычное. Поняв, что наивная рассказчица влюбилась, Варвара обещает ей помочь встретиться с возлюбленным после отъезда Тихона, отчего мечтательница сразу пугается.

Внезапно раздаются угрозы душевно больной горожанки о том, что красота ведет к порочности и адским мукам, обстановку нагнетает гроза. В ужасе и страхе Катерина торопится с Варварой домой – молиться иконам.

Действие второе

Кабаниха и Катерина

Действие происходит внутри дома Кабанихи. Феклуша ведает горничной Глаше небылицы об обычаях далеких стран, о наказаниях за супружескую измену, попутно интересуясь жизнью купеческой семьи.

Тихон собирается в дальний путь. Сестра и жена собирают ему вещи. Варвара передает Катерине весточку от Бориса и просит ночевать её в саду после отъезда брата. Появляется Кабанова с сыном, требуя от него изложить жене, как она должна жить в отсутствие супруга. 

Обиженная Катерина, оставшись с супругом наедине, просит забрать её с собой в поездку, но получает отказ и сталкивается с равнодушием мужа. Кабанова возвращается, требуя от невестки кланяться ему в ноги, и отправляет сына в дорогу.

Варвара уходит в город, при этом передает колеблющейся Катерине ключ от калитки, настояв на ночлеге в саду.

Действие третье

Катерина и Кудряш

Читателю открывается сцена у ворот дома Кабановых. Вдова беседует с Феклушей о больших переменах в обществе. Странница жалуется на приход тяжелых времен, высказывает свое мнение о железнодорожных путях, сетует о распущенной жизни в столичных городах. 

Женщинам наносит визит Савел Прокофьевич, полный злобы и обиды на членов своей семьи. Выпустить пар на Кабанихе ему не удается, но купчиха уводит его к себе домой выпить.

Спустя время в поисках дяди к Кабановым приходит Борис. Узнав всё что нужно, попутно интересуется Катериной. Варвара обещает ему встречу и просить направиться ночью к калитке за садом поместья.

Наступает ночь. Варвара в оговоренном месте встречи велит Борису ждать, сама же отправляется на свидание с Кудряшом. Катерина встречает за калиткой племянника Дикого и признается ему в любви. С проснувшимися чувствами девушка совладать не может и изменяет Тихону.

Действие четвертое

Раскаяние Катерины

Автор переходит к старому зданию с галереей, расписывающей подземный мир. Спасаясь от дождя, в помещение заходят Кулигин и Дикой. Механик просит помещика дать денег на постройку солнечных часов и громоотвода. Богач же осыпает мещанина бранью и отказывает в помощи, уверенный, что защищаться от посланного с небес наказания – грешное дело.

В опустевшую галерею заходят Борис и Варвара. От девушки раздаются плохие новости: Тихон вернулся, Катерина подавлена, Кабаниха подозревает неладное. Племянник Дикого просит уговорить Тихонову жену сохранить тайну и удаляется.

Появляется Кабаниха с сыном и его супругой. Катерину мучают мысли о каре за грех. Гроза в небе, крики сумасшедшей незнакомки об адских муках и страх перед свекровью доводят девушку до крайнего отчаяния. В слезах и на виду у всех она признается Тихону и его матери в неверности, приводящей к печали мужа и злорадству вдовой купчихи.

Действие пятое

Катерина

В саду на приволжском побережье Тихон ищет поддержки у Кулигина, с грустью сообщая о признании жены и проклятиях матери. Товарищ предлагает простить супругу, так как обманутый муж все ещё любит её. Тихон же отвечает, что мать не допустит случиться такому.

От него же становится известно, что Борис по требованию дяди направляется в сибирскую даль, в Кяхту. Беседу прерывает Глаша с тревожной новостью: Катерина пропала. Все трое боятся, что девушка наложит на себя руки, и отправляются искать беглянку.

На передний план выходит Катерина, начинающая причитать о своей нелегкой доле, о тоске по возлюбленному, отчаянно призывая Бориса к себе. Возлюбленный навестил несчастную, но с грустью сообщает, что уезжает в Сибирь и не может забрать её с собой.

После расставания Катерине предстают мысли о смерти и невыносимости жизни. В отчаянии она идет к обрыву, прощается с отбывшим Борисом и бросается в Волгу.

Публика оживленно говорит о девушке, покончившей с собой. Тихон бежит к ней, но падает на колени под угрозами матери о проклятии. Появляется Кулигин с телом Катерины. Оставив её Кабановым, он упрекает их семью в жестокости и уходит.

Кабаниха теряет контроль над сыном: никакие угрозы не помогают вернуть власть. Тихон обвиняет мать в гибели жены и сожалеет о том, что остался один в этом полном тягот мире.

Анализ произведения

506

Сама по себе пьеса весьма драматична: преуспеть удалось только помещику Дикому, откровенно сославшему своего племянника в Сибирь. Семья Кабановых раскололась, Катерина мертва, Борис сбежал.

Сюжет пьесы породил противоречия и споры между литературоведами. Особенно отличились Н. Добролюбов и Д. Писарев, приводя совершенно противоположные, но интересные изложения своих позиций. И оба они правы в своих суждениях.

С позиции идеализма и романтизма Добролюбов подробно описал общую картину произведения. Середина XIX века, общество ждет перемен. Пьеса – аналог борьбы двух слоев населения. Сторонники старых порядков представлены Савелом Диким и Кабанихой. Это невежды, владыки, хозяева «темного царства». Они уже подмяли под себя все вокруг и не желают ничего менять.

Новое поколение – молодое, свежее, желающее изменить мир – разобщенные и нерешительные представители, но стремительно крепчающие и обретающие своеволие:

  • в лице Тихона – несогласные, но смирившиеся;

  • в лице Варвары – недовольные, сумевшие приспособиться, вести скрытое сопротивление;

  • в лице Катерины – решительно не принимающие сложившиеся порядки, горячо желающие изменить окружение;

  • в лице Бориса – лицемеры, стремящиеся лишь к личной выгоде.

Оставленная со своими проблемами и чувствами в одиночестве, Катерина отчаянно пытается добиться понимания Кабанихи. Её попытка несогласия – роман с Борисом – обернулась неудачей, подобно робким протестам бунтарей против общества. Подавленная и сломленная, девушка сводит счеты с жизнью, не желая жить как прежде.

Сюжет «Грозы» - печальная хроника борьбы низов общества за перемены в лучшую сторону. Как и в жизни, потеряв рядом с собой нечто прекрасное и чистое (кем для Тихона и Варвары была Катерина), дети Кабанихи выходят из-под контроля, обретают волю, перестают подчиняться ценой тяжелой потери.

Но внимание в пьесе стоит обратить на нотки реализма – в поступках, словах и решениях героев Островский заложил простые и важные истины. Даже в драме XIX столетия современный читатель найдет полезные заметки и заключения.

Нельзя верить красивым словам и внешнему облику

1c7cfe1

Легко заметить на примере Феклуши, как грозная и властная Кабаниха пускает в свой дом постороннего. Гостья сочувствует хозяйке, пока та готова содержать её.

Самый яркий пример двуличности – Борис. Кто мог предположить, что видимая независимость и неприятие юношей маленького городка Калинова – лишь злоба от невозможности получить заветные деньги Дикого? И что «волевой и решительный» человек (а на самом деле – подлиза), столкнувшись с трудностями, покинет всех, оставив возлюбленную одну с множеством проблем?

Дело нужно хорошо обдумать, прежде чем доводить его до конца или не приступать к нему вообще

Затея просить денег у самого скупого человека города – провальная идея. На что надеялся Борис, став верным лакеем дяди? Образованный и смышленый человек найдет иной способ заработать.

Не слишком ли поздно было вспоминать Катерине о грехе после супружеской измены? Зная свои слабости и характер, стоило бы не идти на свидание или отбросить мысли о чистоте души.

Не стоит переживать из-за суждений посторонних

groza

Своими проклятиями выжившая из ума барыня довела Катерину до отчаяния. Но, в отличие от Кабанихи, юная супруга Тихона могла проигнорировать безумную – всё-таки та не была частой гостьей у Кабановых. Да и ворчливую свекровь девушка могла научиться игнорировать – благо Варвара учила легкости и беззаботности.

Погубило Катерину осознание лживой натуры Бориса: возлюбленный – обманщик, бегущий от проблем. Не желая примириться с этим фактом, наивная девушка бросается с обрыва. Но её ждет Тихон, готовый простить, и Варвара, все больше агрессивная к своей властной матери.

Здесь проявляется и отрицательная черта Катерины: является ли она невинной добродушной душой? Или обиженной на всех особой, желающей, чтобы окружающие её принимали такой, какая она есть и только на её условиях? Ведь жизнь в доме Кабановых – яркий пример того, что всем угодить невозможно.

Нужно уметь говорить «нет»

Тихон, владей он бесценным навыком, сумел бы оградить супругу от нападок матери. Имей Катерина волю, вряд ли бы она согласилась на авантюру Варвары в виде свидания с Борисом. Пассивность и нерешительность стоили одному вдовства, другой – жизни.

Чтобы что-то изменить, нужно действовать

70

Скрытая, но при этом главная идея пьесы. Основные поступки главных героев драмы – жалобы и причитания. Не пытаясь что-либо изменить, главные герои сетуют на нелегкую долю и ждут совета от посторонних. 

Даже богачи Калинова – Дикой и Кабаниха – недовольны конфликтами в своих семьях. Савел Прокофьевич обращается к алкоголю, вдова Кабанова нашла приживалку. Уверенные в своей правоте, они бездействуют.

Тихон понимает необходимость перемен, но глушит волю крепкими напитками. Его супруга, хотя и мечется из одной крайности в другую, тоже «плывет по течению» – терпит наставления свекрови, идет на поводу Варвары и Бориса, безвольно сознается перед мужем в измене.

Выжидание и надежда на «авось» привела к трагедии: Катерина сознательно сводит счеты с жизнью. Страшная потеря заставляет детей Кабанихи ослушаться своей матери, но уже поздно: покойника к жизни не вернуть.

Возможно, именно эту мысль великий писатель и хотел передать в пьесе. Люди сами в ответе за свои решения и мысли, только они сами способны изменить себя к лучшему. И если жизнь движется к катастрофе, только сам человек способен предотвратить надвигающуюся беду.


Статьи по теме: