Изложенный кратко и понятно литературный анализ стихотворения «Утес» М. Лермонтова поможет разобраться в композиции и образах произведения, создать рисунок по его мотивам. 

«Утес» – настоящая жемчужина поэзии периода романтизма. Несмотря на лаконичность повествования, горячо любимое ценителями русской классики стихотворение о любви могучего утеса к беззаботной тучке – удивительно образное и емкое. 

Автор написал его на закате жизни, тонко раскрыв тему одиночества и скоротечности чувств.

История создания стихотворения М. Ю. Лермонтова

Стихотворение «Утес» было написано в апреле 1841 года, за несколько недель до трагической смерти автора на дуэли. 

М. Ю. Лермонтов

Черновой вариант текста, по мнению исследователей, Михаил Юрьевич закончил еще в Петербурге, до отъезда на Кавказ в город-курорт Пятигорск. 

Образы утесов и туч эпизодически проходят через всю лирику М. Лермонтова, который искусно использует пейзажи для аллегорического выражения эмоций. 

Данное произведение было представлено широкому кругу читателей лишь в 1843 г. на страницах литературного журнала «Отечественные записки».

Тема и идея стихотворения

Сюжет стихотворения повествует об одиноком и старом утесе, вынужденном провести всю жизнь посреди жаркой пустыни. Однажды ночью озорная тучка решила передохнуть на его груди, но уже утром она продолжила свой путь. 

Утес Лермонтов

Утес снова остался один, оплакивая утраченную надежду найти спутницу и познать настоящее счастье.

Данное произведение иллюстрирует взаимодействие двух типов людей: беззаботных и избегающих привязанностей (вероятно, тучка каждую ночь останавливалась на очередном утесе на своем пути), а также замкнутых, но способных на глубокие переживания (в ожидании интереса со стороны окружающих утес не может двинуться с места, из-за чего очень страдает). 

На фоне этого и раскрывается тема стихотворения – одиночество. Всего в восьми строках автор сумел искусно передать всю скорбь, отчаяние и муку от скоротечности симпатий, которые заключает в себе это чувство.

В «Утесе» М. Лермонтов призывает читателя задуматься о том влиянии, которое даже случайная встреча или разговор могут оказать на человека. Основная мысль стихотворения состоит в том, что множество людей в мире чувствуют себя одинокими. 

Своим отношением мы способны либо стать для них необходимой поддержкой, либо разбить им сердце. Важно внимательно присматриваться к тем, кто нас окружает.

Жанр, направление и композиция

Данное стихотворение относится к пейзажной лирике, которая у автора соответствует канонам эпохи романтизма. Природа в стихотворениях М. Лермонтова – это иллюстрация глубоких внутренних переживаний лирического героя. 

Развалины близ селения Караагач в Кахетии

В пейзажи он вкладывает собственные философские раздумья, а также воспоминания о прошлом. В результате из-под пера поэта выходят удивительно одухотворенные и притягательные образы.

Для произведения характерен описательный тип композиции. Исходный момент лирического повествования – тучка ночует «на груди» утеса-великана. Затем она улетает, оставляя лишь влажный след на камне. 

Дальнейшее развитие сюжета происходит уже в эмоциональной плоскости: утес страдает, осознавая свое одиночество. Кульминация – это слезы каменного утеса, на которые он, казалось бы, не должен быть способен. 

Происходящее обусловлено сюжетными нормами романтической поэзии.

Стихотворный размер

Стихотворение состоит из двух катренов опоясывающей рифмовки (abba) с женскими клаузулами (ударение в каждой строке падает на предпоследний слог). 

«Утес» написан согласно силлабо-тоническому стихосложению пятистопным хореем: в строке ударными являются первый, третий, пятый, седьмой и девятый слоги.

Средства художественной выразительности

Главным тропом, используемом в данном стихотворении, выступает персонификация. 

Утес детский рисунок

Утес и тучка наделены человеческими качествами: «золотая тучка» беззаботна и непостоянна («умчалась рано», «по лазури весело играя»), а «утес-великан» способен грустить и плакать («задумался глубоко», «тихонько плачет он в пустыне»). 

В произведении присутствуют и другие средства художественной выразительности.

Эпитеты

Броский эпитет «золотая» в описании тучки противопоставляется словам «старый» и «одинокий», которыми автор характеризует утес. 

Это создает ощутимый контраст между двумя героями произведения, подчеркивая разницу между ними и невозможность составить счастье друг друга.

Метафоры

«Но остался влажный след в морщине»: влага из облака на рельефе камня здесь символизирует слезы на зрелом лице лирического героя, воплощая горе и боль, которые он испытывает. 

Образ пустыни, которая упоминается в последней строке, в поэзии часто олицетворяет одиночество.

Рисунок к стихотворению Утес

Сравнения

«Утес-великан»: мощь и габариты утеса в произведении противопоставляются легкости и эфемерности тучки. Образ великана также составляет выразительный контраст с внутренней чуткостью утеса и его слезами. 

Так, большой и величественной перед читателем предстает не только наружность, но и душа героя – в нем сочетаются класс, сила и тонкая душевная организация, как и в самом М. Лермонтове.

Заключение

Стихотворение «Утес» пронизано чувством трагического одиночества, характерным для творчества автора. 

История старого утеса и беззаботной тучки – это исследование несовершенств мира, разлада между утонченной поэтической душой и жестокостью людей вокруг. 

Данное произведение призывает читателей быть внимательнее к чувствам друг друга, тогда мир перестанет быть пустыней и ни один утес не будет одиноким.

Читайте также анализы других стихотворений: