Шторм

Над горами появились облака – сначала легкие и воздушные, затем серые, с рваными краями. И море сразу же изменило краски – стало темнеть.
Цепляясь за лесистые вершины гор, облака опускались всё ниже и ниже, захватывали ущелья и лощины, превращались в тяжёлые, непроглядные тучи. Только горы, казалось, сдерживали их сейчас, но и горы ничего не могли сделать: сизая пелена ползла от гор к морю.
Тучи шли от гор, опускались всё ниже и ниже, к морю. Они, как бы нехотя, заволакивали воду дымкой – от берега и дальше. Они ползли уже не только по склонам, где приютились домики верхних улиц, а и затянули туманом улицу нижнюю, главную. Водители включили фары и всё чаще давали сигналы. И поезда шли сейчас, нервозно гудя, с зажжёнными фонарями.
Море темнело от берега. Тихое, вроде бы затаившееся, с гладкой поверхностью и чуть слышным прибоем, оно пошло то белыми, то чёрными пятнами, то непонятными разводами, как будто в него выбросили с воздуха другую воду.
Ожидание длилось час. В горах ударил гром, и хлынули потоки дождя, а море бесновалась. Оно заливало берег, билось о бетонную набережную, о лестницы и глыбы скал, оно гремело и вздрагивало, охало и восторгалось, плакало и ревело.
Небо над морем стало не серым и не чёрным, а каким-то неестественно бурым. Молнии резали небо то слева, то справа, то впереди, то сзади, то где-то над самым берегом. Море поглощало их, проглатывало вместе с бурым небом и ударами грома.

Нет конца миру…

Теперь конец сентября, но ветлы ещё не пожелтели. Зато из-за домов, с задворков, проглядывают верхушки жёлтых и багрово-красных деревьев.
Травка, которой заросло всё село, тоже, как и ветлы, была бы совершенно зелёная, если бы старые липы, растущие в ограде, не начали ронять пожелтевшей листвы. А так как вчера был сильный ветер, листьев хватило на то, чтобы запорошить всё село, и теперь уже сквозь опавшие листья проглядывает зелень травы. Среди жёлто-зелёного ярко поблескивает неширокая проезжая дорога.
В небе какое-то странное сочетание наивной голубизны и тёмных, аспидных туч. Временами проглядывает ясное солнце, и тогда ещё чернее делаются тучи, еще голубее чистые участки неба, ещё желтее листва, ещё зеленее трава. А вдали проглядывает сквозь полуопавшие липы старенькая колокольня.
Если с этой колокольни, забравшись по полуистлевшим балкам и лестницам, поглядеть теперь во все стороны белого света, то сразу расширится кругозор. Мы охватим взглядом весь холм, на котором стоит село, увидим, может быть, речку, обвивающую подножие холма, деревни, стоящие по реке, лес, подковой охвативший весь пейзаж.
Воображение может поднять нас повыше колокольни, тогда вновь раздадутся горизонты, и село, которое только что было вокруг нас, покажется как бы состоящим из игрушечных домиков, слившихся в небольшую стайку посреди земли, имеющей заметную планетарную кривизну.
Мы увидим, что земля оплетена множеством тропинок и дорог. Те, что поярче, пожирнее, уводят к городам, которые теперь можно увидеть с нашей высоты.

По В. Солоухину

***
Чтение — это работа, требующая определенного порядка.
Предварительный просмотр книги — это ознакомление с аннотацией, введением (предисловием), оглавлением, иногда чтение отдельных абзацев книги, иногда некоторых разделов.
Читая, делать в книгах пометки, отчеркивая, подчеркивая, выражая этим свое отношение к тексту, — это вошло в привычку многих.
Но делать пометки можно лишь в собственных книгах, да и то не всегда: вряд ли кто станет подчеркивать и помечать что-либо в ценных изданиях, скажем, в томах из собраний сочинений. В частности, поэтому приходится прибегать к выпискам.
Выписки могут быть дословными (цитаты) или свободными — мысли автора читатель излагает самостоятельно. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, надо стараться, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами. Наиболее яркие места из классических произведений лучше приводить дословно.
Организовать творческую работу, проанализировать и освоить источники помогут и другие, более сложные типы записей — планы, конспекты и тезисы.
Примером плана к книге, правда, очень общего, отмечающего лишь узловые разделы, является обычное оглавление. Проглядывая его, не читая самой книги, можно получить представление о ее содержании и схеме построения. План как форма записи передает содержание текста более подробно, чем оглавление книги.
Планы могут быть подразделены на простые и сложные. Сложный план, в отличие от простого, имеет еще и подпункты, которые детализируют, конкретизируют содержание.
Тезис в записи — это положение, вбирающее в себя существо значительной части текста, то, что доказывает или опровергает автор, то, в чем он стремится убедить читателя, вывод, к которому он подводит читателя.
В отличие от тезисов, содержащих только основные положения, и выписок, которые отображают материал в любых соотношениях главного и второстепенного, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации.

Употребление Не, Ни

***
Никому не сделал добра; некому ухаживать за больным; ни для кого не секрет; не мог не слышать оппонента; как ни старайся, все напрасно; о нем ни слуху ни духу; не взошло ни росточка; стоял ни жив ни мертв; пожелал ни пуха ни пера; не шелохнется ни веточка, ни кустик; проснулся ни свет ни заря; никто не встретился в пути; ни разу не покаялся; не пролито ни слезинки; не сказано ни одного словечка; событие нисколько не радостно; не уронив своего достоинства; не набрал ягод; не встретил ни одного знакомого; не получил прибыли.
Не думай о секундах свысока; старался не глядеть по сторонам; нельзя не гордиться такими делами; откуда ни возьмись; ни дна ни покрышки; ни с того ни с сего обиделся; шел, не оглядываясь на оставленные вещи; уходи, пока не побили; в доме ни души, в хлеве ни скотинки; не один ты такой умный; ни разу я тебя не встречал; пролетело немало лет; не умолкал ни на минуту; не мог не плакать; ни один зверь не вышел; не раз мы были на охоте; мы ни разу не рыбачили; не мечтай ни о песнях, ни о воле; в поле ни колоска; не слышно ни песенки; что ни сделает, все хорошо.

***
Ни больше ни меньше, ни брат ни сват, ни взад ни вперед, ни дать ни взять, ни два ни полтора, ни жив ни мертв, ни пуха ни пера, ни пава ни ворона, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, ни слуху ни духу, ни с того ни с сего, ни то ни другое, ни там ни сям.
Не один ты устал; ни один не пришел; не раз я опаздывал; немало воды утекло; явился не кто иной, как сам черт; звал не кого другого, как брата; ничто другое его не радовало; ничему иному он не удивлялся; в кинотеатре я был не один; ни один участник похода не явился; увидел не кого другого, как однокурсника; никому иному нельзя пожаловаться; ничем иным это не мотивировалось; никого другого не знал; здание оказалось не чем иным, как институтом; не раз спрашивали; ни разу не ответил.

***
Что ни говори, а он хорош; сколько ни звал, он не оглянулся; как ни трудно, дело выполни; пой, пока не охрипнешь; нельзя не любоваться закатом; нет такой крепости, которую он не возьмет; сколько ни крути, придется признаться; какие б мысли ни одолевали, я спокоен. Какие только мысли не одолевают! Где он только не побывал! Где он только ни бывал, всюду ему отказывали. Кто не проклинал автобусную давку!
Негде отдохнуть; никогда не забуду; не у кого просить; ни у кого просить не буду; ни во что не верю; не во что теперь верить; некуда пойти; никуда ходить не надо; никто не забыт; рассказывал нечто интересное; не читал книгу; не попугай, а орел; ни рыбешки не поймал; в поле ни былинки; не знал ни правил, ни формул; не мог не слышать крик; нельзя не думать о победе; куда ни кинь, всюду разруха; в доме ни кусочка; не дам ни глоточка; нет покоя ни днем ни ночью; не вырастил ни зернышка.

***
Не один ты устал; ни один не пришел; не раз я опаздывал; немало воды утекло; явился не кто иной, как сам черт; звал не кого другого, как брата; ничто другое его не радовало; ничему иному он не удивлялся; в кинотеатре я был не один; ни один участник похода не явился; увидел не кого другого, как однокурсника; никому иному нельзя пожаловаться; ничем иным это не мотивировалось; никого другого не знал; здание оказалось не чем иным, как институтом; не раз спрашивали; ни разу не ответил.

***
Что ни говори, а он хорош; сколько ни звал, он не оглянулся; как ни трудно, дело выполни; пой, пока не охрипнешь; нельзя не любоваться закатом; нет такой крепости, которую он не возьмет; сколько ни крути, придется признаться; какие б мысли ни одолевали, я спокоен. Какие только мысли не одолевают! Где он только не побывал! Где он только ни бывал, всюду ему отказывали. Кто не проклинал автобусную давку!

***
Негде отдохнуть; никогда не забуду; не у кого просить; ни у кого просить не буду; ни во что не верю; не во что теперь верить; некуда пойти; никуда ходить не надо; никто не забыт; рассказывал нечто интересное; не читал книгу; не попугай, а орел; ни рыбешки не поймал; в поле ни былинки; не знал ни правил, ни формул; не мог не слышать крик; нельзя не думать о победе; куда ни кинь, всюду разруха; в доме ни кусочка; не дам ни глоточка; нет покоя ни днем ни ночью; не вырастил ни зернышка.

Употребление Не, Ни

Правописание предлогов и частиц

***
Вследствие сильного снегопада; делать наперекор желанию; узнать насчет подписки; перевести деньги на счет фирмы; в следствии по делу; в силу аттестации; в заключение выступления; находиться в заключении; вместо благодарности; в место укромное спрятаться; в отличие от поклонников; в продолжение утра; в продолжении романа известного автора; в течение пяти лет; в течении бурной реки; несмотря на неудачу; нечто вроде шара; шел с опущенной головой, не смотря по сторонам; ввиду приближения осени; наподобие куба; иметь в виду ряд обстоятельств; вопреки распоряжению; по прибытии на место; согласно распоряжению шефа; благодаря внимательному отношению.

***
Узнать (на) счет подписки, (в) силу аттестации, узор (в) роде снежинки, (не) взирая на ливень, (в) заключени… выступления, (как) будто на периферии, (не) смотря на привилегии, я за (то) уже рассчитался, что (бы) то ни было, рассказал то (же) самое, (в) продолжени… утра, (на) подоби… скачка, (в) течени… недели, (в) продолжени… учебного года, встретиться (в) последстви…, что (бы) ни случилось, довольно (таки), (кое) про кого, так (таки), мысль (таки) верна, устал, за (то) кончил работу.

***
(В) виду болезни, иметь (в) виду, разговоры (на) счет земли, положить деньги (на) счет, сосуд (в) виде шара, (в) тсчени… шестилет, (в) течени… реки, (в) продолжени… месяца, (в) продолжсни… повести, (в) следстви… холодов, (в) следстви… по делу, (в) след (за) тем наступило потепление, (в) связи с собранием, (в) следстви… опоздания, встретиться (в) послсдстви…, медальон (в) виде сердечка, постройка (в) роде башни, что-то (в) роде воспоминаний, (в) виду недостатка времени, (в) заключени… собрания, (в) связи с переездом.

Правописание предлогов и частиц

Контрольные диктанты по русскому языку 11 класс 1 четверть

***
Утро застало нас близ моря. О том, что ночью бушевал (девяти) бал…ный шторм, напоминали лиш… пл…вучие водор…сли, броше…ые на пр…брежные криста…ические скалы. Их так много, что кажется, (как)будто океан наро.. .но пос.. .лал здесь этот зеленый ковер. У самой земли еще влажно мерцает мелкая холодная изморо…ь, но (в)верху небо уже кристал…но чистое. Вдруг брыз…нули первые лучи со…нца, и мил…ионы брил…иантов забл…стали везде: на кустах мож…евельника, в зар…слях камыша, произр…стающего у ближайшей реч…нки, и на вспыхнувшей огнем брошен…ой перламутровой раковине. Кажется, здесь не ступала нога человека, но вот виден свежий след трехтон…ки, проехавшей по песча…ому берегу, да вон чей(то) (полу)разрушен…ый до…ан…ик. Однако посмотрите: уж не след ли это медвеж…нка?
Нам надо поторапливаться, и поэтомы мы, (на)скоро подкрепившись сви…ой туш…нкой и ш…коладом, отправляемся (в)путь. Обувь наша не высохла(таки) и, вопреки заверениям, очень пром…кает. Все сияет после (не)давнего ливня: и голубые цветы ц…корня, и какие(то) кусты с красными ягодами. Мой приятель заб…рается за ними в самую чащ…бу, (не)смотря на то, что кусты кол…тся и жал…тся. Посмотрите: вот птенцы широко раз…вают клювы. Как низко расположен…ы гнезда! Здесь, наверное, их (не) кому разорять.
Так мы продолжаем продвигат…ся вперед, вз…мая эту (не)ожиданную для нас дань с природы. Но так как наш ар…ергард слишком растягивается, начальник экспедиции дает приказ подр…внят…ся. И мы продолжаем и…ти, забыв о всех горестях и из…янах нашей экспедиции.
Не нужно чере…чур пр…уменьшать трудность таких походов, но я не хочу и пр…уменьшить то удовольствие, которое они доставляют. Мы идем через лес, окр…плен…ый мир…адами капель, которые висят даже на без…глых ветвях старых елок. Как н… тяжелы наши рюкзаки, мы все (в)последстви… с удовольствием вспоминали наше путешествие.

Ранним утром

Ласка весело бежала впереди по тропинке; Левин шел за нею быстрым, легким шагом, беспрепятственно поглядывая на небо. Ему хотелось, чтобы солнце не взошло прежде, чем он дойдет до болота. Но солнце не мешало. Месяц, еще светивший, когда он выходил, теперь только блестел, как кусок ртути; утреннюю зарницу, которую прежде нельзя было не видеть, теперь надо было искать; прежде неопределенные пятна на дальнем поле теперь уже ясно были видны. Это были ржаные копны. Невидимая еще без солнечного света роса в душистой высокой конопле, из которой выбраны были уже замашки, мочила ноги и блузу Левина выше пояса. В прозрачной тишине утра слышны были малейшие звуки. Пчелка со свистом пули пролетела мимо уха Левина. Он пригляделся и увидел еще другую и третью. Все они вылетели из-за плетня пчельника и над коноплей скрывались по направлению к болоту. Стежка вывела прямо в болото. Болото можно было узнать по парам, которые поднимались из него где гуще, где реже, так что осока и ракитовые кустики, как островки, колебались на этом паре. На краю болота и дороги мальчишки и мужики, стерегшие ночное, лежали и перед зарей все спали под кафтанами. Недалеко от них ходили  три спутанные лошади.
Ласка шла рядом с хозяином, просясь вперед и оглядываясь. Когда Левин, зарядив ружье, тронулся дальше, солнце, хотя еще и невидное за тучками, уже взошло. Месяц, потеряв весь блеск, как облачко, белел на небе; звезд не видно было уже ни одной.

(Л.Н. Толстой)

Егор

Шумели листья на дереве, в них пел ветер, идущий по свету Малолетний Егор сидел под деревом и слушал голос листьев, их короткие бормочущие слова.
Егор хотел узнать, что означают слова ветра, о чем они говорят ему, и он спрашивал, обратив лицо к ветру.
«Ты кто? Что ты мне говоришь?»
Ветер умолкал, будто он сам слушал в это время мальчика, а потом снова медленно бормотал, шевеля листья и повторяя прежние слова.
«Ты кто?» — спросил еще раз Егор, не видя никого. Никто ему не отвечал более: ветер ушел, и листья уснули. Егор подождал, что будет теперь, и увидел, что уже наступает вечер. Желтый свет позднего солнца осветил старое осеннее дерево, и стало скучнее жить. Нужно было идти домой, ужинать, спать во тьме. Егор же спать не любил, он любил жить без перерыва, чтобы видеть все, что живет без него, и жалел, что ночью надо закрывать глаза, и звезды тогда горят на небе одни, без его участия.
Он поднял жука, ползшего домой на ночлег, и посмотрел в его маленькое неподвижное лицо, в черные добрые глаза, глядевшие одновременно и на Егора, и на весь свет.
«Ты кто?» — спросил Егор у жука.
Жук не ответил ничего, но Егор понимал, что жук знает что-то, чего не знает сам Егор, но только он притворяется маленьким, он стал нарочно другим и молчит, а сам не жук, а еще кто-то, неизвестно кто.

(А. Платонов) 

Березовая комната

Пролетка повернула и лихо остановилась у подъезда двухэтажного трактира, ничем не отличающегося на вид от первого попавшегося заведения средней руки.
Спертый влажный воздух с запахом табачного дыма, кипятка, половиков и пряностей обдал Палтусова, когда он всходил по лестнице.
«Проводи меня в березовую комнату наверх», — сказал Палтусов мальчику-половому, бледнолицему парню лет четырнадцати, в коротких белых штанах и с плоскими волосами, густо смазанными коровьим маслом.
Мальчик провел его в дверь налево от буфета. Они миновали узкий коридор. Мальчик стал подниматься по лесенке с раскрашенными деревянными перилами и привел на вышку, где дверь в березовую комнату приходится против лестницы. Палтусов только мельком видел эту светелку, когда ему раз после обеда показывали особенности трактира.
Светелка, вся обшитая некрашеным березовым тесом, приняла его точно в колыбель. В ней чувствовалась свежесть дерева, свет смягчался матовым тоном березы. Самая теснота этого чуланчика возбуждала веселость. Стулья с высокими спинками из резной березы, с подушками из тисненой красной кожи, зеркало, карнизы, отделка окон и дверей перенесли Палтусова к детским годам. Ему казалось, что он в игрушечном домике и начнет сейчас играть с этой белой мебелью. Из окна над столом, занимающим две трети светелки, вид на Зарядье и Москву-реку тешил глаз яркостью и пестротой цветных пятен: крыши и купола, главки, башенки, а дальше муравейник синеющего Замоскворечья. И все это превращало трактирный чуланчик в терем.
Палтусов любил все отзывающееся старой Москвой, любил разные уголки Москвы, находил ее живописной и богатой эффектами, выискивал уголки, пригорки, пункты, откуда открывается какая-нибудь красивая и своеобразная картина.

( По П.Д. Бобрыкину.)

На новом месте

По своему обыкновению, проснулся я на другой день очень рано и, не желая никого тревожить, тихо спустился вниз, вышел на балкон. Там, прислонясь к колонне, вдыхая свежесть мартовского утра, невольно задумался я над своей судьбой, и все горестные думы, прорвав плотину сознания, затопили мою душу. Новый приступ старой скорби овладел мною с такой жестокостью, что я не смог одолеть себя и, поникнув на каменный парапет лицом, дал волю слезам, бессильным и не знающим удержу.
Когда так плакал я, считая себя в одиночестве, моего плеча вдруг коснулась рука и я, подняв голову, увидел, что ко мне подошел сам граф. Хотя он и был меня моложе, но он обнял меня за стан и повел по галерее, осторожно и дружески спрашивая, в чем мое горе, обижен ли я кем-либо из его людей, или у меня неудачи в личной жизни. Смущенный и пристыженный, я поборол свое волнение и ответил графу, что скорбь моя привезена мною вместе с поклажей и что я не могу жаловаться ни на что в замке. Граф, однако, не хотел меня оставить, и мы продолжали разговор, гуляя взад и вперед по балкону. И когда выяснилось, что у нас с ним есть общие любимцы в мире авторов и книг, и он предложил мне показать свою библиотеку, я не нашел ни причины, ни поводов, чтобы отказаться.
В кабинете графа я опять уверился, что первоначальное мое наблюдение было справедливо и что граф принадлежит к лучшим людям своего сословия, так как его собрания книг сделали бы честь любому ученому.

(По В.Я. Брюсову)

Князь Андрей

Ночь была темная, звездная; дорога чернелась между белевшим снегом, выпавшим накануне в день сражения. То перебирая впечатления прошедшего сражения, то радостно воображая впечатление, которое он произведет известием о победе, вспоминая проводы главнокомандующего и товарищей, князь Андрей скакал в почтовой бричке, испытывая чувство человека, достигшего начала желаемого счастия. Как скоро он закрывал глаза, в ушах его раздавалась пальба ружей и орудий, которая сливалась со стуком колес и впечатлением победы. То ему начинало представляться, что русские бегут, что он сам убит; но он поспешно просыпался, со счастием как будто вновь узнавал, что ничего этого не было и что, напротив, французы бежали. Он снова вспоминал все подробности победы, свое спокойное мужество во время сражения и, успокоившись, задремывал… После темной звездной ночи наступило яркое, веселое утро. Снег таял на солнце, лошади быстро скакали, и безразлично справа и слева проходили новые разнообразные леса, поля, деревни.
На одной из станций он обогнал обоз русских раненых. Некоторые из них говорили, другие ели хлеб, самые тяжелые молча, с кротким и болезненным детским участием, смотрели на скачущего мимо них курьера…
Уже было совсем темно, когда князь Андрей въехал в город и увидал себя окруженным высокими домами, огнями лавок, окон домов и фонарей, шумящими по мостовой красивыми экипажами и всею тою атмосферой, которая всегда так привлекательна для военного человека после лагеря. Князь Андрей, несмотря на быструю езду и бессонную ночь, подъезжая ко дворцу, чувствовал себя еще более оживленным, чем накануне.

(Л.Н. Толстой)

Снег

Ну что в нем загадочного, удивится читатель, для которого снег обычен так же, как обычны весенняя гроза, или летний зной, или осенний листопад. Снег он и есть снег… Растопи его, и получишь воду, стало быть, снег — это замерзшая вода. Но вот вам на ладонь упала снежинка, успели ли вы ее рассмотреть или равнодушно стряхнули на землю?
Снежинка — ледяной кристалл, который может иметь самую удивительную форму, и ни одна из них не повторяет другую, а сколько форм может принимать снежинка, этого еще никто не знает. Впрочем, установлено, что существуют две основные формы: шестиугольная пластинка и шестиугольная звездочка. Но, во-первых, это основные формы, а во-вторых, и в пределах этих двух основных форм природа способна на бесконечные вариации: столбики, ежи, иглы, пластинки, пушки. Да и не во всех случаях ледяной кристаллик-снежинка, оторвавшись от облака, долетает до земли, как бы усыхает, съеживается, и во влажном теплом воздухе она становится похожей на мохнатые 2 большие хлопья.
Каждая снежинка в первые секунды приземления сохраняет свою кружевную форму. Но снег продолжает идти, и, придавленная мириадами других, снежинка теряет свою красоту, смерзается с другими. А затем со снежинками начинаются новые превращения: укрытая толстым слоем снега, земля попадает как бы в теплицу, и если она до этого мерзла, то под снеговой шубой начинает согреваться, и снежинки, которые легли на голую землю, тают.
Вот вам хотя бы одна загадка, на которую пока нет однозначного ответа: почему так многообразен по форме мир снежинок и в силу каких причин одна и та же молекула воды, замерзая, принимает то одну, то другую форму?

(По В. Мезенцеву)

Две церкви

На высоком берегу, владычествуя над рекой, обставленные стожками сена, стоят рядом две деревянные церкви. Одна — величественная развалина — вскинула к серому небу свой позеленевший от непогод шатер, купола ее покосились, тес ободран с боков, и все же она красива. Бывает, художники находят поэзию в какой-нибудь покосившейся избенке и они же проходят мимо нового, только что из-под молотка, дома. Но эта церковь красива не своим обветшанием, напротив, обветшание мешает увидеть ее внутреннее благородство, а покосившиеся купола нарушают скупую простоту возносящихся вверх линий. Церковь красива сама по себе: ничего лишнего, никаких затейливых украшений, все просто. Могучий сруб венчается шатром, над входом — второй шатер, поменьше, и все это устремлено вверх. Место, где стоит эта церковь, — высокий берег — подчеркивает устремление. Древнее сооружение было прекрасным в молодости — оно остается красивым и сейчас. Вторая церковь построена совсем недавно, быть может, в начале нашего века, она низковата, невыразительна, ее убожество не спасают и резные наличники на окнах.
Я разглядываю их и стараюсь разгадать загадку: почему более древние сооружения, как правило, построены с большим вкусом? Уж не потому ли, что архитектор-самородок древней церкви имел перед собой меньше образцов строительства и ему волей-неволей приходилось полагаться больше на самого себя, чем на готовый пример, доверяться не чужому, а собственному вкусу? Такая самостоятельность неизбежно заставляла творчески думать. Архитектор же поздней церкви в своей работе полагался не столько на самостоятельные поиски, сколько на чужие, вошедшие в жизнь стандарты.
Две церкви стоят на берегу: одну строили вдохновенные художники, другую — подрядчики, одна — произведение искусства, другая — ширпотреб.


(По В. Тендрякову.) 

Две церкви

Итоговые диктанты по русскому языку 11 класс 1 четверть

Воспитание ребёнка

Продолжить самого себя в своем ребёнке – это великое счастье. Ты будешь смотреть на своего ребёнка как на единственное в мире, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать всё, лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком. А в человеке самое главное – чувство долга перед теми, кто делает тебе добро. За добро, которое ты будешь давать ребенку, он переживёт чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя – отца, матери, вообще для людей старших поколений.
Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданное для ребёнка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор пока он не почувствовал, не пережил на собственном опыте, что источник его радостей – труд и пот старших, он будет убеждён, что отец и мать существуют лишь для того, чтобы приносить ему счастье. Может получиться, что в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети вырастут бессердечными эгоистами.
Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые ты будешь дарить  своему сыну, превращались в золотые россыпи для других людей? Самое главное – надо учить ребенка понимать и чувствовать, что для каждой искорки его радостей и благ кто-то сжигает свою силу, свой ум; каждый день его безмятежного и беззаботного детства кому-то прибавляет забот и седин. Когда у вас родится ребёнок, учите его видеть, понимать, чувствовать людей – это самое сложное.

(По Г. Сухомлинскому.)

Грамматическое задание

1 вариант

1. Из 1 абзаца выпишите слово(-а), которое(-ые) образовано(-ы): приставочным способом; 2. сложносуффиксальным способом.

2. Из 1 абзаца 3 предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание; 2. из 1 абзаца 6 предложения со связью согласование.

3. Среди предложений 2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное определение; 2. обособленное обстоятельство. Напишите его номер.

4. Среди предложений 2 абзаца найдите сложное предложение с придаточным изъяснительным; 2. с придаточным определительным. Напишите его номер.

2 вариант

1. Из 2 абзаца выпишите  все притяжательные местоимения; 2. из 3 абзаца все определительные местоимения.  

2. Среди предложений 1 абзаца найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное; 2. из 2 абзаца. Напишите номера этих сложных предложений.

3. Среди предложений 3 абзаца найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных; 2. из 1 абзаца с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.

4. Выпишите фразеологизм из 2 абзаца; 2. выпишите контекстуальные антонимы из 3 абзаца.

Орлик

Орлик в прошлом – это большая ремесленная слобода. Жили и трудились здесь искусные сапожники, шубники, бондари, кузнецы, портные. Женщины и девушки вышивали, вязали крючком, на спицах, коклюшках, ткали ковры и дорожки.
Вязание крючком – яркое, неповторимое явление национальной культуры. Его история уводит нас в далёкое прошлое. Сначала вязание было исключительно мужским ремеслом, а крючок выглядел как ровная, гладкая палочка. Потом сделали на конце выступ, чтобы нить не соскальзывала, поэтому стало намного легче работать. Шло время, и это занятие полностью перешло в руки женщин. С помощью нехитрого инструмента – крючка – создаются необыкновенные по красоте и изяществу изделия.
В Орлике и окрестных селах испокон веку вязали крючком очень красивые вещи: занавески на окна и скатерти, покрывала на кровати и накидки на подушки, кружева к простыням, наволочкам, полотенцам.
Сколько кружевниц, столько и узоров. Делились друг с другом, что-то опускали, что-то свое добавляли, получалось новое, индивидуальное. Из-под чутких  проворных рук выходит волшебное полотно, тонкое ажурное чудо. Сколько души, сколько чувств в него вложено!
Неизменной спутницей мастериц была русская песня, бойкая и весёлая, протяжная и печальная. Вольно льётся она из тесной избы, и звенят в ней и бьются и заветная мечта, и желание, и надежда.

Грамматическое задание

1 вариант

1. Определите способ образования слова прошлое (2 абзац, 2 предложение); 2. спутницей (5 абзац, 1 предложение).   

2. Из 5 абзаца последнего предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание; 2. из 1 абзаца 2 предложения со связью согласование.

3. Среди предложений 5абзаца найдите такое, в котором есть обособленное определение; 2. среди предложений 1-2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное приложение. Напишите его номер.

4. Выпишите из 1 абзаца 1 предложения грамматическую основу; 2. выпишите грамматическую основу из 2 абзаца 1 предложения.

2 вариант

1. Из 4 абзаца выпишите  все предлоги; 2. из 2 абзаца все наречия.  

2. Среди предложений 2 абзаца найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное; 2. среди предложений 2 абзаца найдите неопределенно-личное. Напишите номер этого сложного предложения.

3. Среди предложений 1-2 абзаца найдите такое, в состав которого входит придаточное цели; 2. среди предложений 3-4 абзаца найдите предложение с однородными членами и               
обобщающим словом. Напишите номер этого  предложения.

4. определите лексическое значение слова «бондари» (2 предложение 1 абзаца); 2. определите лексическое значение слова «кружевница» (4 абзац, 1 предложение).

Самовар

Самовар предназначен для того, чтобы греть воду для чая. Первая самоварная фабрика открылась в Туле в тысяча семьсот семьдесят восьмом году, так что угольным самоварам в музейной коллекции, возможно, более двухсот лет.
Внутри самовара есть топка, куда накладывают угли, которые горят и отдают своё тепло воде, налитой в самовар. Древесный уголь – незаменимое топливо, и запасались им заранее. Если вдруг затухнут угли в топке, то на помощь приходил обыкновенный сапог, старый, поношенный, уже негодный. Голенище его надевали на верхнюю часть топки, и сапог в руках человека выполнял ту же работу, что и кузнечные мехи в печи-горне. 
Хозяйка все  время присматривала, как горят угли: тлеют ли они, разгораются хорошо или еле-еле. Иной раз не углядит – и выкипит вода в самоваре. Скорей новый надо ставить: вдруг ненароком кто зайдет. Трудолюбивые хозяйки так начищали свой самовар, что как в зеркало в него смотрись. Полюбуется на себя хозяйка да улыбнется. А улыбка, как известно, всех красит.
Раньше в любой избе самовару на столе отводилось самое видное и почётное место. Приходилось переезжать семье в новую избу – в первую очередь самовар перевозили, а потом уж всё остальное. Если поздней осенью или зимой холодной снаряжали кого-нибудь в дальнюю дорогу, то в сани зачастую и горячий самовар ставили. Около него, как у печи, согреться можно в дороге да кипяточку попить, если захочется. Угольный самовар тем и замечателен, что, пока угли в нём не перегорели, вода остаётся горячей.

Грамматическое задание

1 вариант

1. Из 3 предложения 2 абзаца выпишите слово(-а), которое(-ые) образовано(-ы): приставочным способом; 2. из 1 абзаца, 1 предложения суффиксальным способом. 

2. Из 1 предложения 4 абзаца  выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание; 2. из 1 предложения 3 абзаца  со связью согласование.

3. Среди предложений 1 абзаца найдите такое, в котором есть обособленные определения; 2. в тексте найдите вводные слова. Напишите их номера.

4. Среди предложений 4 абзаца найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных; 2. из 2 абзаца с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.

2 вариант

1. Из 3 абзаца выпишите  все подчинительные союзы; 2. из 3 абзаца все сочинительные союзы.

2. Среди предложений 3 абзаца найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное; 2. из 4 абзаца. Напишите номера этих сложных предложений.

3. Среди предложений 1абзаца найдите такое, в состав которого входит придаточное следствия; 2. среди предложений 2 абзаца найдите определительное придаточное. Напишите номер этого сложного предложения.

4. Выпишите просторечное слово из 3 абзаца; 2. выпишите термин из 2 абзаца.

Глухариная песня

1) В весеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж и пахуч, повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли. 2) Впечатления, связанные с весенней охотой на глухарей, неизгладимы в моей памяти. 3) Ещё совсем не рассвело, и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина, в которой ясно слышится каждый шорох и шёпот. 4) Хрустнет под ногой ветка, треснет ледяная корка, затянувшая неглубокое, но широкое болотце, и снова тишь.
5) Когда идёшь по лесу, то время от времени останавливаешься и прислушиваешься. 6) Хочется в срок добраться до места тока, когда глухарь ещё не начинал своей песни. 7) Внимательно слушаешь, и вдруг неожиданно раздается в воздухе резкий, отрывистый крик. 8) Вскоре ему отвечает другой − и на болоте начинается звонкая перекличка.
9) Напряжённо всматриваешься в лесную мглу, поминутно поглядывая на стрелки часов. 10) На востоке, в глубине леса, между верхушками деревьев, брезжит почти незаметный свет, и ночная тьма начинает понемногу рассеиваться. 11) Но вот уже в дали лесной слышатся неуловимые для неопытного охотника звуки глухариной песни. 12) Характерное щёлканье, щебетание слышится из отдалённой чащобы и наполняет предрассветную лесную тишину, переливаясь в воздухе таинственными и волнующими звуками. 13) Стоит только глухарю замолчать, как замираешь на месте и стоишь неподвижно. 14) В алом свете зари глухарь кажется массивной точёной фигурой из чёрного дерева. 15) Лишь чуть заметное движение этой фигуры свидетельствует о том, что это не мёртвый предмет.

(По В. Астафьеву.)

Задания

I вариант

В1. Найдите в тексте предложение, отражающее основную мысль текста. Укажите его номер.

В2. Среди предложений найдите сложносочиненное с уточняющим обстоятельством. Укажите его номер.

В3. Среди предложений 7-15 найдите простое определенно-личное. Укажите его номер.

В4. Из предложения 4 выпишите существительное 3-го склонения.

В5. Среди предложений 1-3 найдите сложное с бессоюзной связью. Укажите его номер.

В6. Из предложения 8 выпишите наречие.

В7. Из предложения 12 выпишите слово, имеющее две приставки.

В8. Укажите способ образования слова напряженно (предложение 9).

В9. Из предложений 13-15 выпишите отглагольное прилагательное.

II вариант

В1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.

В2. Среди предложений найдите простое с обособленным определением. Укажите его номер.

В3. Среди предложений 5-8 найдите сложное с безличной частью. Укажите его номер.

В4. Из предложения 11 выпишите существительное 3-го склонения.

В5. Среди предложений 1-4 найдите предложение с сочинительной и подчинительной связью. Укажите его номер.

В6. Из предложения 15 выпишите наречие.

В7. Из предложения 2 выпишите слово, имеющее две приставки.

В8. Укажите способ образования слова понемногу (предложение 10).

В9. Из предложений 1-5 выпишите краткие прилагательные.

Радость
1)Была неизъяснимая радость, непонятная разве заядлому городскому жителю, просыпаться ребёнком в своей уютной спаленке в легонькой камышовой кровати на утренней заре от пастушьего рожка. 2)Первый луч солнца через притворенные ставни золотил изразцовую печь, свежевыкрашенные полы, недавно крашенные стены, увешанные картинками на темы из детских сказок. 3)Какие только переливающиеся на солнце краски здесь не играли! 4)В распахнутое настежь старенькое оконце врывается росистая свежесть ранних цветов черешен. 5)Низенький домишко, сгорбившись, уходит в землю, над ним буйно цветет сирень, как бы торопясь своей бело-лиловой роскошью прикрыть его убожество.
6)По деревянным ступенькам балкончика, также прогнившим от времени и качающимся под ногами, спускаешься купаться к расположенной близ дома речке. 7)Закрытые шлюзы небольшой мельницы подняли воды речонки, образовав неширокий, но глубокий затон. 8)В зеленоватой прозрачной воде неторопливо проходят стайки серебряной рыбёшки, а на старом полуразвалившемся бочонке, у которого не хватает нескольких досок, сидит огромная зелёная лягушка, следя за солнечными зайчиками, играющими на пепельно-серых дощатых стенках купальни — излюбленного места лягушечьей пары.
9)Задевая ветку густого орешника, садится на верхушку сине-зелёной молоденькой ёлочки болтливая сорока. 10)О чём она только не трещит! 11)Навстречу ей несётся звонкое щебетанье, и, нарастая, постепенно многоголосый птичий гомон наполняет сад. 12)Стеклянная дверь, ведущая с террасы, открыта.

(По Д. Розенталю.)

Задания

I вариант

В1. Найдите в тексте предложение, отражающее основную мысль текста. Укажите его номер.

В2. Среди предложений 1-5 найдите предложение с однородными дополнениями и обособленным определением. Напишите его номер.

В3. Среди предложений 4-7 найдите бессоюзное сложное. Укажите его номер.

В4. Из предложения 11 выпишите предлог.

В5. Из предложения 2 выпишите существительное 3-го склонения.

В6. Из предложения 4 выпишите наречие.

В7. Укажите способ образования слова прогнившим (предложение 6).

В8. Выпишите словосочетание (предложение 12), построенное на основе управления.

В9. Выпишите грамматическую основу  предложения 1.

II вариант

В1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.

В2. Среди предложений 7-12 найдите простое предложение с обособленным определением. Укажите его номер.

В3. Среди предложений 6-8 найдите сложное с разными видами связи. Укажите его номер.

В4. Из предложения 1 выпишите частицу.

В5. Из предложения 5 выпишите существительное мужского рода.

В6. Из предложения 8 выпишите наречие.

В7. Укажите способ образования слова сине-зеленой (предложение 9).

В8. Выпишите словосочетание (предложение 3), построенное на основе согласования.

В9. Выпишите грамматические основы  предложения 8.

Степь
1)Весною степь как зелёное море. 2)А летом, когда загустеют белые ковыли, станет степь морем белым. 3)Покатятся по морю горбатые волны из перламутра, засеребрится жемчужная рябь. 4)Ковыли клонятся, стелются, шелестят. 5)А ветер, как беркут, падает на распахнутых крыльях, посвистывая раздольно и лихо. 6)А то вдруг покажется степь голой снежной равниной, и будто позёмка по ней метёт, завивает и стелется.
7)На восходе ковыли словно лунная рябь на воде: степь трепещет, дробится, поблёскивает. 8)В полдень она как огромное стадо курчавых овец: овцы жмутся одна к другой, дробно топочут и нескончаемо текут и текут к краю земли.
9)Но чудо чудное − степь на закате! 10)Стелются переливчатые пушистые метёлки навстречу закатному солнцу, как розовые языки холодного призрачного огня. 11)И пока не утонет за землёй солнце, по всей степи будут метаться и сверкать эти льдистые вспышки. 12)Потом над сумрачной степью всплывёт луна − точно пузырь воздуха из воды! − и стога ковыльного сена будто покроются инеем. 13)Хороша степь и днём, и ночью!

(По Н. Сладкову.)

Задания

I вариант

В1. Найдите в тексте предложение, отражающее основную мысль текста. Укажите его номер.

В2. Среди предложений 1−5 найдите предложение со сравнительным оборотом. Укажите его номер.

В3. Среди предложений 3–6 найдите простое нераспространенное. Укажите его номер.

В4. Из предложения 8 выпишите возвратный глагол.

В5. Укажите способ образования слова всплывет (предложение 12).

В6. Среди  предложений   1–10  найдите  сложноподчиненное  с  придаточным  времени. Укажите его номер.

В7. Из предложений 1–5 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

В8. Выпишите словосочетание (предложение 6), построенное на основе примыкания.

В9. Выпишите грамматическую основу  предложения 7.

II вариант

В1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.

В2. Среди предложений 9−11 найдите предложение со сравнительным оборотом. Укажите его номер.

В3. Среди предложений 7–10 найдите сложное предложение с простой нераспространенной частью. Укажите его номер.

В4. Из предложений 9–13 выпишите производный предлог.

В5. Укажите способ образования слова льдистые  (предложение 11).

В6. Среди  предложений   11–13  найдите  сложноподчиненное  с  придаточным  времени. Укажите его номер.

В7. Из предложений 6–8 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

В8. Выпишите словосочетание (предложение 7), построенное на основе согласования.

В9. Выпишите грамматические основы  предложения 11.

Степь

Словарные диктанты по русскому языку 11 класс 1 четверть

Орфографический минимум № 1 

Достоин называть себя человеком, начинаешь задумываться над этим вопросом, обладающая сознанием, мышлением, картина мировоззрения человека, ответственно относиться , обладать целым набором качеств, готовность прийти на помощь, брать на себя ответственность за происходящее, взаимодействовать с другими людьми, неприятие любого насилия, не перекладывать заботу, передавать ценные знания, наслаждаясь произведениями искусства, самые глубокие и сокровенные чувства , шелест опавшей осенней листвы,  найти в себе новые неведомые прежде силы, ничто не может помочь, осмысливать ситуацию, подлинная сила, оказать поддержку, прикосновение к прекрасному ,  драматические положения, безнадежные времена, возвращается надежда, недопонимание , можно было бы избежать и обойтись без конфликтов, совершенно ничего не понимать, отношение к миру неправильное и ненормальное, приобретать более дружелюбный и миролюбивый характер, разум человека неустанно создает, без этого невозможна гармония, ценный характер, огромное количество , запоминающиеся моменты, наполнена тайнами, мощные и массивные ели, мощные и массивные ели, «серебряный» век, признанный тысячами читателей , пропитанная тонкостями жизни,  начинаешь смотреть на жизнь, нечто завораживающее, ничто не остается безнаказанным,  полны размышлений о долге и чести, являются шедеврами мировой поэзии, наполненные глубоким философским смыслом и подтекстом, страсть к познанию, непредсказуем наш мир,   сладость человеческой жизни заключается в любви,  сладость человеческой жизни, по мнению Бунина, заключается в любви.

Орфографический минимум № 2

Примеры порядочности, великодушия, добра, чести, красоты души, выступать мужественно, разоблачая собственные ошибки и заблуждения,  живой ум может делать нас работниками жизни; бесконечная золотистая даль вечных проблем; мозг, воспитанный на стихии живой мысли; нельзя безоговорочно согласиться; попытка найти объективное объяснение; пугающе расширившаяся пропасть между отцами и детьми; чересчур стремительные изменения в обществе; нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга; нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга,  сконцентрированный образ эпохи,  живое представление об историческом времени, сделанное гениями своей глубиной и удивительным совершенством,  интеллигентность равна нравственному здоровью,  внешние негативные воздействия, взглянуть на мир совершено по-другому , человек, наделенный энтузиазмом и не иссякающей энергией; способен создать истинный шедевр, совершать по - настоящему героические поступки; истинная дружба, преданные друзья, облагораживающее душу явление, наверстать упущенное, недопонимание, совершали по-настоящему героические поступки, смысл поставленной проблемы , неспешное размышление над текстом,  перенестись в неизведанные места, посмотреть на это с нескольких сторон, он не обучен не подготовлен , всё равно возвращается, сильное и в то же время нежное чувство. 

Орфографический минимум № 3 

Предсказания размыты и туманны, осознание опасности недостаточно глубоко, можно предположить, максимально объективное толкование , анализ античной философской мысли ,достаточно прочитать созданную в это время повесть, окрылённый первым успехом, вернуться на родной континент, мало кому ещё известный писатель , задуманный роман, получивший впоследствии название, ни разу не пришлось услышать упрёков, объёмное автобиографическое повествование , выразившее нечто принципиально важное , ожесточённая полемика, шедевр публицистики, решенный традиционным образом, причудливое сцепление имен и судеб главных героев, почувствовать актуальность, практическую значимость, попытки разобраться в истоках, автор подчеркнуто бесстрастен, самовнушение, извечно и непоколебимо противостоит, определяющая феномен; романтик, поглощаемый реальностью; продолжается движение по кругу, бескорыстие духа, столкновение неизбежно, глубинный конфликт, уникальность современной прозы, погружается в какую-то  непомерную бездонную глубину, о п и р а ть с я   на реализм , в зеркале отразилась современная нам действительность; требующий от читающего не только сопереживания, но и переосмысления собственной жизни; абсолютная достоверность, нет ничего исключительного или необычайного, бесстрастный повествователь, не питает никаких иллюзий, щедро наделенные чувством сострадания, не могли пройти бесследно, внутренне единство, форма личностного выражения, легкая, неспешная манера изложения , используются все ресурсы искусства слова, небольшой объем и сосредоточенность на какой-то одной теме.

Орфографический минимум № 4 

Вершина мирового гуманизма, искать ответы на волнующие душу вопросы, постигать науку взаимоотношений людей, социально-психологические романы, грамматический строй речи, профессиональный литературоведческий подход, определённый образец, глубокий исследовательский анализ лирики , приведены необходимые цитаты, романтический пейзаж, мироощущение автора, сложно определиться, выдуманный персонаж, остаться непризнанным, чувствовать каждое мгновение жизни , хотелось бы процитировать автора исходного текста, меняется с сумасшедшей скоростью, невольно чувствуешь, стоит прислушаться, кроется разгадка, захватывает изнутри,  передать словами прочувствованный образ действительности, литературно – критические размышления, современное прочтение, индивидуальное восприятие авторской точки зрения, полемически заострённые рассуждения, конкретно – личностные идеи и мнения, умение осмыслить вслух остановленное мгновение жизни, созданный по законам художественной литературы, предельно реалистические ситуации,  неожиданная глубина и законченность каждого фрагмента, помочь читателю сориентироваться в мире героев, разгадать секрет тайного воздействия откровения,  композиционный план, состояния на грани реального и нереального, отраженные в памяти конкретные состояния, усиливающаяся психологическая напряженность, риторический вопрос, художественные детали высвечивают, полифоническое звучание мелодии радости жизни, психологический мир, резкий диссонанс нарушает идиллию.

Словарные диктанты