О социологии Сорокина многие слышали, но значительно меньшее число людей представляет, что это такое. В свое время она стала почти сенсацией и во многом объясняет современный мир.

Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968)

Родился в селе Туръя Вологодской губернии в семье ремесленника, мастера по украшению икон. В возрасте 5-ти лет остался без матери. Вскоре вместе со старшим братом был вынужден покинуть отца из-за регулярных побоев.

Сказалась семейная рабочая традиция: братьям регулярно поступали церковные заказы. Удалось окончить школу грамоты. Но Питириму этого было мало. В 1904 г. пройдена второклассная церковная школа, завершившаяся поступлением в церковно-учительскую семинарию.

Питирим Сорокин

До революций

С 1906 г. – член партии эсеров и заключенный в Кинешме. Натворить ничего не успел и был освобожден под надзор полиции. Много читал и общался с единомышленниками и не очень. Царские «палачи» были удивительно либеральны к «политическим».

В 1907 г. перебрался в Санкт-Петербург, где занял место семейного репетитора с проживанием. При содействии земляка продолжил образование на знаменитых Черняевских курсах. 1909 – 1910 гг. – курс Психоневрологического института, отчислен за неуплату. Проявил себя как писатель. Опубликовал рассказ «Рыт-пукалом».

После окончания в 1914 г. юридического факультета Санкт-Петербургского университета заканчивает образование на кафедре уголовного права. Редактирует с приятелями-эсерами газету «Народная мысль». В 1916 г. – приват-доцент.

И после

Активно участвовал в политической деятельности после февраля 1917 г. Боролся с большевиками после Октябрьского переворота. В 1918 г. арестован, но по непонятным причинам отпущен. Позже схвачен вновь, но покаялся и был помилован по указанию В. И. Ленина. На этом политика и закончилась.

В 1920 г. опубликована «Система социологии». Это уже не относительно безобидные «эсеровские заблуждения», а настоящее идеологическое преступление. Повезло, НЭП проявила вегетарианство, и Сорокин 26 сентября 1922 г. был всего лишь выслан и лишен гражданства.

Недолго пожив в Европе, в 1923-м переплыл в США, где был востребован как лектор в колледжах и университетах. В 1930-м принял подданство, основал в Гарварде социологический факультет, который и возглавил.

Формирование социальной концепции П. Сорокина

Биография ученого очевидно наложила отпечаток на его систему взглядов. Сказались раннее начало самостоятельной жизни и разностороннее образование.

Преподаваемые в семинарии церковные воззрения только пробудили жажду знаний. Год изучения связанных с медициной дисциплин не прошел даром. 

Социология Сорокина

Общение с радикалами дало критичность мышления. С другой стороны, подробное знакомство с трудами создателей теоретической социологии внесло вклад в его научный подход.

Огромное влияние оказали воззрения Л. И. Петражицкого, специалиста по психологии общества и правоведению, доктора римского права. 

Депутат I-ой Государственной думы от партии кадетов, эксперт по земельным вопросам и аграрной реформе, по свидетельству современников, слабо читал лекции. Мешали польский акцент и отсутствие таланта оратора. 

Зато обоснованная экстравагантность выстроенной системы и упорядоченность мысли возбуждали всеобщий интерес.

Из психологической школы права учителя Сорокин сделал оригинальный вывод: деяние индивида преступно, если он сам его так идентифицировал. Идея в корне противоречит «старым» философам (Дюркгейм), считающим за криминал оскорбление «коллективного сознания».

Социолог критикует зависимое положение индивида, доминирование общества. Сложившаяся система наказаний и поощрений тормозит прогресс, в то время как человек, возможно, перерос в развитии традиции.

Право толкуется как защищаемые государством договоры, ограничивающие права личности только правами других людей. Расширение персональных возможностей является показателем развития цивилизации.

Сущность социологической теории Сорокина

Основные идеи ученый изложил в двухтомнике «Система социологии», единственной по-настоящему серьезной книге, изданной (с предсказуемыми последствиями) в России. 

В ней теоретическая социология подвергнута классификации (аналитика, механика, генетика, общество), введена научная методология анализа.

Взгляды Сорокина

Социальное поведение и взаимодействие людей автор предлагает рассматривать в качестве модели как для группы, так и для общества. Выделяются организованные группы (с отчетливой иерархией) и неорганизованные. 

Сама группа делится на страты (слои в геологии) с определенным политическим или экономическим весом, профессиональным авторитетом.

Отрицается возможность существования общества без неравенства (стратификации). При этом не так важна организация, будь то демократия или тирания. Принципы расслоения, характер происхождения, практически одинаковы.

Для прогресса представляется важной нивелирующая неравенство социальная мобильность. Иначе говоря, доступность перемещения в иерархии внутри группы (горизонтальная), между группами (вертикальная).

Значение интегральной социологии для развития науки

Попытки создать всеобъемлющей методики у Сорокина прослеживаются уже в ранних работах («Главнейшие теории прогресса в современной социологии» 1911 г.). 

Интегральная социология

Общество в них понимается как совокупность взаимоотношений его членов в процессе адаптации коллектива к окружающей обстановке.

С другой стороны, им же была подмечена неспособность существующих теорий объяснить образование наций и последующее национальное неравенство. Последовало продолжение идеи о неэффективности чрезмерного расслоения индивидов, распространение принципа на национальные государства.

Гармоничная система должна объединять материальные и гуманитарные науки, экономику и культуру. Такой предмет как социология способен дать обществу правильный путь для сосуществования, казалось бы, малосовместимых явлений. 

Нынешняя модель международной интеграции, может и неосознанно, но пошла по указанному пути.

Заключение

Понятна причина неприятия социологии Сорокина комиссарами. Постановка во главу угла личности, а не коллектива, недопустимость навязывания идеологии для них были неприемлемы.

Более того, в своей книге «Социология и революция» (1925 г., США) исследователь указал губительность резких изменений. Была предсказана неизбежность дальнейшего насилия. Развитие СССР доказало правоту ученого.

Неизвестно, читали ли Питирима Александровича политики, но колониализм был в целом разрушен. Европа объединилась. Все яснее прослеживаются тенденции к сближению представителей Западного мира. Вклад социологии неоспорим.