Кратко об истории создания

Знаменитого стихотворения Не жалею не зову анализ показывает тесную связь с целостным восприятием текста, написанного в начале двадцатых годов прошлого века. В этом произведении автор подводит своеобразные итоги за три года до трагической гибели.

Тема стихотворения

Поэт говорит о жизни, мечте и действительности, смысле и иллюзиях. Свою мысль он раскрывает посредством использования пейзажной зарисовки. Таким образом, темой является изображение природы во взаимодействии с человеческой натурой. С.А. Есенин сравнивает осень в природе с увяданием людской души. Произведение проникнуто грустью, даже некоторой печалью о том, что многое уже не повторится, как бы этого ни хотелось.

В природе все идет по кругу, а вот жизнь человека построена иначе. Четыре времени года соответствуют различным периодам людского пути. Весна – начало, лето – расцвет, осень – подведение итогов, зима – прощание.

Жанр и композиция

По жанру это лирическое стихотворение. Герой тонко чувствует природу, он ищет гармонию во всем.

Произведение состоит из пяти четырехстрочных строф с перекрестной рифмой. Размер трехсложный, с ударением на каждом третьем устойчивом буквосочетании: анапест.

Композиционно текст представляет собой рассуждение.

Структура:

  • тезис о том, что молодость прошла;

  • аргумент, содержащий мысль о несбыточности безрассудных поступков;

  • печаль о юности;

  • соотношение реальности и мечты;

  • обращение к вселенной, благословение всего живого.

Комплексный анализ стихотворения есенина не жалею, не зову, не плачу достаточно сложен, так как требует от начинающего литературоведа глубины проникновения в текст. Тем не менее произвести исследование может каждый учащийся, если он знаком с азами изучения творчества.

Средства выразительности

Поэт широко использует следующие изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры):

  • эпитеты (гулкой, бродяжий, утраченная);

  • сравнения (как с белых яблонь);

  • метафоры (золото, ситцевая страна);

  • символика (розовый конь – мечта);

  • олицетворения (заманит – о природе, расшевеливать – о духе);

  • параллелизм (природа – душа человека);

  • инверсия (не во всех предложениях вначале стоит подлежащее);

  • лексические повторы (первая строка стихотворения).

В тексте преобладают сложные конструкции, есть простые предложения с однородными членами, обращениями, также имеются восклицательные, вопросительные синтаксические единицы, многоточие.

Автор использует наряду с нейтральной разговорную лексику (бродяжий, заманит, шляться). Задействованы и слова высокого стиля: тленность, благословенность. Стихотворение динамично за счет употребления значительного количества глаголов.

Глубина, лиричность поэзии С. Есенина удивляет любителей российской словесности. Классик создал удивительные по красоте произведения, заслуженно вошедшие в сокровищницу мировой культуры. Поэт воспевал русскую природу, сельскую жизнь, которую он знал, любил и ценил. Его лирика оригинальна, самобытна и в то же время актуальна.