История написания

Произведения Я знаю никакой моей вины анализ показывает глубину проникновения поэта в тему. Замечательное стихотворение написано спустя более двух десятилетий после окончания сражений. В это время автор вновь и вновь обращается к теме второй мировой войны, ратуя хранить память о погибших, не забывать их подвиги во имя живущих на Земле. Его стремление созвучно общему настрою народа: помнить, какой ценой досталась победа, не допускать возвращения фашизма, рассказывать новым поколениям о подвигах советских воинов, интернационализме и дружбе народов, быть самим патриотами и такими же воспитывать своих детей.

Тема стихотворения

В тексте говорится о чувстве вины участника боевых действий, выжившего в смертоносной пучине, перед теми, кто не вернулся с поля боя. Лирический герой печалится о судьбах молодых солдат и лейтенантов, прошедших краткосрочные курсы для возможности командовать взводами, зрелых кадровых офицеров, чьи жизни оборвались в секунды: во время взрывов, от пулеметных очередей и вражеских выстрелов. Многие даже не имеют индивидуальных могил, у иных судьба не известна, матери и вдовы оплакивают гибель родных людей, дети выросли без отцов, внуки не знают дедов. Мысль автора о том, что в случае его смерти на войне другие остались бы, возможно, живы, поражает своей пронзительностью. Совесть не дает покоя, душа мечется в поисках причин.

Лирический герой не виноват, что остался жив, так распорядилась судьба, но боль его с каждым годом не утихает.

Жанр и композиция

Стихотворения я знаю никакой моей вины твардовский анализ свидетельствует об особом жанре патриотической лирики: исповеди.

Композиция произведения проста: одна строфа, представляющая собой шесть строк с нетрадиционной рифмовкой: в первых двух строках смежная, а в остальных – перекрестная. Размер трехстопный: амфибрахий. Повествование ведется от первого лица единственного числа.

Смысловая структура:

  • слова о собственной невиновности,

  • мысли о возможности сберечь других людей,

  • сожаление, что это невозможно,

  • непреходящая боль и тревога.

Средства выразительности

Автор применяет различные приемы:

  • лексические повторы (все же, речь),

  • синонимы,

  • антонимы,

  • обилие местоимений (я, никакой, все).

В тесте отсутствуют эпитеты, олицетворения, сравнения, инверсия и метафоры, так как поэт не описывает события и не повествует о них, а делится с читателем сокровенным, исповедуется перед людьми.

Синтаксис: одно сложное предложение с различными видами связи (подчинение, бессоюзие). Динамика достигается посредством употребления глаголов (знать, мочь, сберечь, прийти).

Принимая участие на передовой в качестве военного корреспондента фронтовой газеты, А.Т. Твардовский видел много подвигов советских солдат и офицеров, писал о них заметки и статьи, но, к сожалению, он постоянно встречался и со смертью, смириться с которой не смог до конца собственной жизни. В этом и кроется причина сильнейшей боли и непреходящей печали, тревоги поэта о погибших.