Мы теперь уходим понемногу

История написания

Произведение увидело свет в период становления советской власти. Есенин был глубоко разочарован происходящим, он категорически не принимал новую власть большевиков. В произведениях этого периода четко просматривается душевное одиночество, трагическая обреченность, однако он стремится найти себя в новом мире, изменившем тысячи судеб.

Анализ стихотворения Сергея Есенина

В этот же период душевных переживаний Есенин получает известие о внезапной смерти своего хорошего знакомого, поэта Александра Ширяевца. Причиной его быстрой и неожиданной кончины было заболевание менингитом. Молодому поэту было всего 37 лет. Они не были закадычными друзьями, но их объединяло общее восприятие действительности. Эта новость потрясла поэта. Все свои переживания он вложил в стихотворение. Как бы подводя итог, Есенин обращается к родной земле, любимым местам, переосмысливая свою жизнь. Стихотворение похоже на эпитафию, напоминание о неизбежности смерти.

Стих написан под впечатлением трагедии. Это настолько потрясло Есенина, что он сделал вывод о своем предстоящем уходе: «Может быть, и скоро мне в дорогу».

Тема стихотворения

В стихотворении затронуты несколько проблем. Тема жизни и смерти пронизывает все произведение. Также в стихотворении вспоминается прошлое, полученный опыт, утраченные чувства. Поэт понимает, что очень любит свое прошлое, ему дороги его пережитые чувства:

  • «Слишком я любил …»;
  • «Счастлив тем, что …».

Чувство ностальгии, жизнелюбия, любви к родной земле вложено в слова:

  • «Мир осинам, что …»;
  • «Милые березовые рощи…».

Анализ стихотворения

Автор проводит параллель между жизнью и смертью, противопоставляет их: «Знаю я, что в той стране не будет…», свой страх не пытается скрывать: «Перед этим сонмом…».

За несколько лет до трагических событий в гостинице «Англетер» у Сергея Есенина были предчувствия своей гибели. Это легко можно заметить в стихах того периода, они наполнены чувством неизбежности и грусти. А с середины 1923 года тема приближающейся смерти постоянно появлялась в его произведениях. Литератору приходит осознание, что молодость прошла, а все лучшее осталось позади. Будущее видится ему смутным, не обещающим ничего хорошего.

Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» Есенина, анализ которого интересно сделать в наше время, наполнено чувством пессимизма.

Читателю становится понятно, что поэт прописывает свою жизнь, подводит итоги и готовится к близкому окончанию земного пути, хотя прямо речь об этом не идет. Он трогательно прощается с милыми сердцу местами: «Милые березовые рощи…».

Анализ произведения

Автор подчеркивает, как в прошлой удачной жизни был вполне счастливым, несмотря на обстоятельства: «И на этой на земле угрюмой…». Читатель может заметить, что в стихотворении автор говорит о себе в прошедшем времени, не пытается остановить события, не цепляется за жизнь. Только нотки глубокой тоски слышатся во всем произведении.

Поэт пытается представить картину после окончания жизни: «Знаю я, что не цветут там чащи». Такое представление не приносит ему утешения.

Поэт и драматург Александр Ширяевец уже оказался по ту сторону жизни, этот факт приводит Есенина в состояние паники и страха. Он уже чувствует и понимает, что смерть неизбежна, что времени у него не так уж и много, он уже стоит у финальной черты. Поэтому начинает относиться к каждому моменту жизни с особым трепетом и смыслом. Он уверен, что там нет ничего, кроме пустоты, холода и мрака.

Березовая роща

Выходец из простого народа, Сергей Есенин очень любит русскую природу с ее березовыми и осиновыми рощами, соловьиными трелями, полями и реками. Он любит людей, которые окружают его, сожалеет, что не придется встретить их: «Оттого и дороги мне люди…». Этими словами поэт прощается с друзьями и своей жизнью. Его сознание не принимает понятие вечности и бессмертия души, от этого ему становится особенно грустно.

Композиция стиха

Стихотворение по размеру небольшое, в нем всего семь строф. Однако по содержанию оно включает несколько частей, отличающихся по настроению. Начинается произведение размышлением, что смерть — явление неминуемое для каждого человека.

Рано или поздно люди уходят «в ту страну, где тишь и благодать». В другой части видна его любовь к жизни, родному краю, людям. Он предается воспоминаниям.

Затем появляется чувство страха перед неизбежностью и скорой смертью. Чувство грусти достигает своего высшего предела и неожиданно сменяется надеждой. Автор показывает свою привязанность и любовь к жизни дорогим его сердцу людям.

Жанр произведения

Стихотворение, в котором сочетается множество настроений, сложно отнести к какому-либо конкретному жанру. В нем переплетаются философия и лирика, а напевное и плавное звучание позволяет назвать его балладой.

Соблюдается перекрестный способ рифмовки, в котором первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой (АВАВ).

Приемы выразительности

Приемы выразительности в строках

Автор применяет в написании красивые метафоры: «нив, златящихся во мгле», «…лебяжьей шеей рожь», «цветут там чащи». Прием олицетворения используется для описания родных уголков природы, столь любимых поэтом: «…осинам, что… загляделись в розовую водь». В стихотворении встречаются эпитеты: «бренные пожитки», «на земле угрюмой». В приеме аллитерации шипящие звуки, повторяясь, передают шелест ржаных колосьев: «…лебяжьей шеей рожь».

Автор применяет всевозможные приемы выразительности для передачи настроения лирического человека, которого переполняет тоска по прошлому, страх перед неизбежностью, отсутствие будущего. И это ему удается. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу», анализ которого оставляет неизгладимое впечатление, наполняет сердце тихой грустью.


Еще материалы по творчеству Сергея Есенина: