Данте Алигьери «Божественная комедия»

Структура произведения

Поэма Данте представлена в переводе М. Л. Лозинского — лучшем из всех существующих русских переводов. Схема произведения выглядит следующим образом:

«Божественная комедия» состоит из трёх частей

  • «Божественная комедия» состоит из трёх частей: ад, чистилище и рай.
  • В аду 9 кругов, чистилище разделено на 9 частей, а рай — на 9 сфер.
  • Каждая часть содержит 33 песни одинаковой длины.
  • Первая песня также включена в книгу, состоящую в общем из 100 песен.
  • Каждая часть заканчивается словом «stelle», что означает «звёзды».
  • Поэма состоит из терцин — строф, состоящих из трёх слов.
  • Всего в произведении 14233 стихов.

В первой части «Божественной комедии» Данте Алигьери «Ад» дух римского поэта Вергилия ведёт альтер-эго Данте через круги ада, где они становятся свидетелями ужасных наказаний, которые грешники наложили на себя. В чистилище он увидел путь искупления и освобождения людей от материальных потребностей и своего совершенства. Поэт описывает природу рая как гармонию, единство человека и космоса и любви, которая движет всем.

Сокращённо изложить поэму довольно сложно. Но понять тему и суть произведения и сделать свой анализ и выводы можно на основании данного сокращения.

Ад Данте

В середине человеческой жизни, в возрасте 35 лет, Данте заблудился в лесу и после целой ночи удивления от происходящего вокруг он просыпается на вершине холма, где сталкивается с тремя опасными животными: львом, пантерой и волком. Он был напуган и начал бежать. По пути он встречает Вергилия, который пообещал спасти его, но до этого ему придётся пройти через ад, чистилище и рай.

Данте и Виргилий подошли к дверям ада,

Наконец Данте и Виргилий подошли к дверям ада, и Данте увидел табличку с надписью «Оставь надежду, всяк сюда входящий». Они ещё не вошли, но уже слышали ужасные крики, проклятия и вопли. Путники увидели, как большая толпа душ в панике бежит по реке. Они думали только о себе в своей жизни. Теперь они были вынуждены бежать, потому что их преследовали пчёлы и шершни.

Данте и Вергилий наконец-то добрались до реки Ашерон, где несчастные души ожидали, когда их переправит на другую сторону Харон, паромщик. Увидев Данте, который не был мёртвым, Харон разозлился и отказался отвести его на другую сторону. Вергилий успокоил его, сказав, что прибытие Данте было божьим желанием. Внезапно земля начала дрожать, и Данте потерял сознание. Он проснулся на другой стороне, в первом круге ада. Здесь следует кратко дать описание и характеристику каждого круга:

Во втором круге (Похоть) они увидели Миноса,

Пятый круг (Гнев)

Путники прибыли в восьмой круг (Мошенничество)

Наконец они добрались до девятого круга (Предательство),

  • ​Первый круг (Лимб). Он населён душами благородных, но некрещёных людей, в том числе язычников и младенцев. Данте имеет честь прогуляться с компанией великих древних поэтов, в том числе Гомером, Овидием, Луканом и Горацием.
  • Во втором круге (Похоть) они увидели Миноса, наполовину человека и наполовину животного. Он был охранником, который слушал все признания и отправлял их в свой круг. Данте пошёл во второй круг и встретил грешных любовников. Все души в этой части ада были измучены нескончаемым ветром, который не позволяет им обрести покой. Данте нашёл Клеопатру, Париса, Тристана и других влюблённых. Поэт был настолько впечатлён, что потерял сознание.
  • Когда Данте, наконец, проснулся, он был у входа в третий круг ада (Чревоугодие), где грешники проводят вечность в грязи и болоте. Их заставляют лежать в мерзкой слякоти, которая создаётся бесконечным ледяным дождём. Мерзкая слякоть символизирует личную деградацию того, кто злоупотребляет едой, выпивкой и другими мирскими удовольствиями. Чревоугодников и алкоголиков, как образцов находящихся здесь, охраняет Цербер, трёхголовый пёс, который разрывает их на части.
  • Четвёртый круг (Жадность). Здесь путники видят души жадных людей. Наибольшее количество грешников было здесь. Они делятся на две группы: те, кто копил деньги и те, кто был слишком расточительным. Они соревнуются между собой, используя большие веса в качестве оружия, толкая их своими сундуками, что символизирует их эгоистичное стремление к удаче при жизни. Здесь находится много священнослужителей, в том числе кардиналов и пап.
  • Пятый круг (Гнев) — это место, где гневливые наказываются за свои грехи. Данте и Вергилий, переправлявшиеся на лодке Флегием, видят, как на реке Стикс яростные люди сражаются друг с другом. Поэты встречают здесь Филиппо Ардженти, известного флорентийского политика, производящего конфискацию имущества Данте во время его изгнания из Флоренции.
  • Шестой круг (Ересь), представляет Данте и Вергилию еретиков, лежащих в огненных гробницах. Данте разговаривает с Фаринатой дельи Уберти, которая предсказывает, что Данте будет трудно вернуться во Флоренцию из ссылки.
  • Седьмой круг (Насилие) разделён на три кольца. В Первом Кольце души тех, кто жестоко обращался с другими, погружаются в Флегетон, великую реку горящей крови. Флегетон населён кровожадными полевыми командирами, такими как Александр Македонский и Аттила Гунн. Второе кольцо хранит души самоубийц. Они были превращены в рощу искривлённых деревьев, чтобы их постоянно преследовали гарпии. В Третьем кольце сжигают души, совершившие насилие против Бога, Природы и Искусства. Они известны как богохульники, содомиты и ростовщики. Эти души застряли в обширной пустыне с палящим песком, обрушившимся на вечную бурю огня.
  • Путники прибыли в восьмой круг (Мошенничество) на спине Гериона, летающего монстра с переменчивой внешностью, совсем как мошенник. Этот круг ада разделён на 10 щелей или каменистых рвов с мостами между ними. В щели 1 Данте видит сводников и обольстителей. В щели 2 он находит льстецов. Перейдя мост через щель 3, он и Вергилий оказываются там, где симонисты (люди, которые используют деньги, чтобы получить высокие посты в Церкви) зарыты головой в землю, а их ноги пламенеют в огне. Пройдя ещё один мост между рвами к Щели 4, они находят колдунов и лжепророков. В щели 5, в которой демоны разрывают коррумпированных политиков и погружают в реку кипящего газа, Вергилий смело приближается к безжалостным демонам и требует безопасного перехода через реку. Когда зловещие демоны видят, что он послан Богом, главный из них, Малакода, сообщает Вергилию, что ближайший мост разрушен, и назначает 10 демонов, чтобы сопроводить его к следующему мосту. В щели 6 находятся лицемеры, а в оставшихся 4 канавах Данте находит воров, чьи руки были обрезаны (щель 7), лукавых советчиков (щель 8), зачинщиков раздора (щель 9) и различных фальсификаторов, таких как алхимики, лжесвидетели и поддельщики, которые страдали от ужасных болезней (щель 10).
  • Наконец они добрались до девятого круга (Предательство), где находятся самые большие грешники. Девятый Круг делится на 4 пояса в зависимости от серьёзности греха. Находящиеся здесь замёрзли в ледяной реке Коцит. Пояс 1 назван в честь Каина, убившего своего брата Авеля, Пояс 2 назван в честь Антенора Троя, который был советником Приама во время Троянской войны, Пояс 3 назван в честь Птолемея (сына Абубуса), а Пояс 4 (Джудекка) назван в честь Иуды Искариота, апостола, который предал Иисуса. Внизу Данте и Вергилий увидели Люцифера, у которого было три лица: красное, жёлтое и чёрное. Три его рта жевали трёх крупнейших предателей — Иуду, Брута и Кассия. У Люцифера было шесть крыльев, которыми он постоянно махал. Кровавая слюна выходила из его рта. Вергилий и Данте схватились за волосы на рёбрах Люцифера и пошли к выходу из Ада.

Чистилище «Божественной комедии»

Чистилище «Божественной комедии»

Чистилище — вторая глава поэмы. Оно изображено в стихотворении как гора в Южном полушарии, внизу которой находится Чистилище, а затем 7 уровней страданий, смысл которых — олицетворение семи смертных грехов. Существует также духовный рост на уровнях. Наконец, на вершине горы находится Земной Рай. Путешествие на вершину сопровождается дискуссиями о грехе, добродетели, морали и религии. Существует основополагающая концепция, что весь грех исходит из любви и неверных или неправильно понятых её аспектов.

После ухода из ада путники допрашиваются Катоном из Утики. Вергилий объясняет, в чём заключается их путешествие, и Катон говорит ему провести очищающий ритуал, что он и делает. На рассвете на берегу Пургаторио Данте видит приближающееся красное свечение, которое оказывается лодкой, движимой ангелом. Она несёт души искупленных, которые встречают Данте и Вергилия, когда поют религиозные песни.

Когда они начинают трудное восхождение, главный герой озадачен положением солнца, тогда Вергилий объясняет, что они находятся в Южном полушарии. Продолжая путь, они видят души ленивых и души, которым в последние минуты жизни удалось покаяться.

Вергилий спрашивает средневекового поэта Сорделло о том, как лучше продолжить восхождение на гору. Сорделло предлагает руководить ими, но также объясняет, что наступает ночь, поэтому им придётся остановиться, так как не разрешается подниматься без солнечного света. Они проводят ночь в Долине Князей, куда приходят два ангела из Рая, чтобы охранять долину от змея. Позже они достигают ворот Чистилища, где находятся 3 ступени, ведущие к входу. Первая — белая, затем — чёрная, и, наконец, красная ступенька, на которой стоит ангел-хранитель.

Ангел открывает ворота, и путники входят

Ангел открывает ворота, и путники входят. На стенах они видят резные фигурки, иллюстрирующие добродетель смирения. Затем они встречают души Гордых. Следующие изображения, которые они находят, представляют собой порок гордости. Ангел символически устраняет гордость от Данте, который затем может взобраться с меньшими усилиями.

На следующей террасе они достигают добродетели Великодушия и соответствующего ему порока, Зависти. Когда они переходят со второй на третью террасу, яркий свет, исходящий от ангела, удивляет поэта, но Вергилий говорит ему, что скоро он к этому привыкнет. По мере того как их восхождение продолжается, путники видят души скупых, и Данте говорит с папой Адрианом V. Однажды утром, когда Данте просыпается с чувством готовности продолжать, Вергилий говорит о моральном прогрессе Данте и сообщает, что ему он больше не нужен в качестве проводника.

Данте идёт по лесу и наталкивается на женщину,

Данте идёт по лесу и наталкивается на женщину, поющую и собирающую цветы. Она рассказывает ему, что он прибыл в райский сад. Дальнейшие встречи включают группу из двадцати чётырех старейшин и пожилого человека, который написал Книгу Откровения. Среди большой группы ангелов появляется Беатриче. Именно в этот момент Данте понимает, что Вергилия больше нет с ним. Беатриче наказывает Данте за то, что он сбился с пути к Истине и растратил свои таланты. Данте раскаялся и признаёт свою вину.

Поэт оказывается перед древом познания добра и зла, которое бесплодно из-за действий Адама и Евы. Окончание средней части «Божественной комедии» подводит Данте к концу его страданий и обнаруживает, что он очистил свои грехи.

После прочтения этой шикарной книги у меня сложилось мнение о том, что: в мире существует множество представлений о том, что происходит с человеком или его душой после смерти. Кто-то верит в то, что душа умирает с телом, кто-то — в то, что душа остаётся бродить по миру, невидима, а кто-то верит в существование ада и рая.

Украина, Киев

9 уровней Рая

Рай — последняя часть длинного повествовательного стихотворения Алигьери. В нём Беатриче сопровождает Данте, когда он путешествует по девяти уровням или сферам небес, которые представлены различными небесными телами. В каждом разделе гиды Данте пытаются преподавать ему различные уроки:

9 уровней Рая

Пятый уровень рая — сфера Марса.

  • В первой сфере, представленной Луной, Данте встречает Пиккарду Донати, которая объясняет, почему души, которые здесь содержатся, так счастливы на небесах. Беатриче расспрашивает о причине появления пятен на луне и объясняет, как растущая и убывающая луна связаны с непоследовательностью. Таким образом, на Луне находятся души, которым нельзя доверять слову и которым не хватает смелости.
  • Второй уровень небес, представленный как сфера Меркурия, — это место, где Данте и Беатриче встречаются с Юстинианом, который объясняет историю и судьбу Рима. Поскольку Меркурий трудно наблюдать из-за его близости к солнцу, эта сфера небес представляет тех, кто совершил добрые дела из-за стремления к признанию и славе. Поэтому в объяснении Юстиниана об этом царстве основное внимание уделяется стремлению Цезаря к власти и славе и тому, как такие тщетные желания не имеют никакого отношения к раю.
  • Сфера Венеры — это третий уровень рая, на котором Данте встречает Чарльза Мартела из Анжу. Мартель напоминает ему, что ключом к функционирующему, всестороннему обществу является включение людей из самых разных слоёв общества. Эти двое также встречаются с другим человеком, композитором и поэтом Фольке де Марселем, который говорит им об искушениях любви.
  • Четвёртый уровень Рая изображён как сфера солнца. Здесь главный герой сталкивается с примерами благоразумия, душ мудрых, которые помогают освещать землю интеллектуально. 12 ярких огней, представляющих души 12 человек, окружают Беатриче и Данте. Ещё 12 огней окружают пару, в том числе святого Доминика, который предупреждает Данте об опасностях поспешного осуждения.
  • Пятый уровень рая — сфера Марса. Поскольку эта планета обычно ассоциируется с богом войны, поэт признаёт эту сферу как дом воинов веры, которые пожертвовали своей жизнью ради Бога. Здесь Данте встречает охотницу, которая обсуждает достоинство Флоренции, оплакивая то, как город уменьшился в последние годы. Она комментирует благородные флорентийские семьи и сообщает Данте важность его изгнания. Он должен выполнить свою поэтическую миссию, рассказав миру о том, что он видел в аду, чистилище и на небесах.
  • Шестой уровень рая, Юпитер, обычно ассоциируется с царём богов. Данте изображает эту планету как дом богов, которые проявляют справедливость. Они произносят латинскую фразу, которая на английском языке переводится как «дорожи справедливостью, ты, судящий землю», а затем образует гигантского орла, который говорит с поэтом о божественной справедливости и непостижимости.
  • Седьмой уровень рая, сфера Сатурна, был определён Данте как дом тех, кто воплощает воздержание и посвящает свою жизнь молитве. Он предполагает, что эти люди поднимаются вверх и вниз по золотой лестнице. Именно здесь он встречает поэта Святого Петра Дамиана, который говорит о развращении церкви, а также о доктрине предопределения.
  • Всё ещё в сопровождении Беатриче, Данте выходит на восьмой уровень рая, также известный как сфера звёзд, который является царством созвездия Близнецов. Здесь пара находит Деву Марию, а также других библейских святых, таких как Иоанн и Пётр, которые проверяют надежду, любовь и веру Данте. Поэт также видит Адама, который рассказывает, как долго он жил в Эдеме и почему он навлёк на себя гнев Божий.
  • Девятый и последний уровень небес, также известный как перводвигатель, является последней сферой физической вселенной. Он напрямую контролируется Богом, и любое действие или движение в этой сфере затрагивает все сферы под ним. Именно здесь живут ангелы, и там Данте видит первые проблески Бога как ярко освещённую точку света, окружённую девятью кольцами ангелов. По мере того как они медленно поднимаются к Эмпирею, Беатриче делится с Данте историей создания и историей ангелов, одновременно затрагивая создание вселенной.

Девятый и последний уровень небес,

Как только они достигают Эмпиреи, Данте и Беатриче возносятся в царство за пределами физического существования, где живёт Бог. На протяжении всего «Рая» Беатриче была метафорой богословия. Теперь она преобразована и стала более красивой, чем когда-либо. Данте окутывается светом, что позволяет ему видеть бога.

Когда «Рай» и «Божественная комедия» заканчиваются, Данте пытается понять, как три круга, которые он видит, представляя Отца, Сына и Святого Духа, взаимодействуют вместе. В одно мгновение он становится всё более убеждённым в вечной любви Бога.

Купил эту книгу в основном из-за фильма «Инферно». Было интересно прочитать представление Ада от самого Данте. Оказалось, здесь не только круги Ада, но и чистилище, и рай. Книгу читать нелегко, приходится постоянно обращаться к пояснениям и комментариям в конце каждой из глав, так как личностей, упоминаемых здесь, знаешь далеко не всех. Для этого нужно быть либо итальянцем, либо могучим историком. Но образы и наказание, которое они несут за свои действия, мне читать было интересно.

Россия, Санкт-Петербург

Экранизация поэмы

Поэма Данте Алигьери, которую многие считают его шедевром, стала источником вдохновения для разных режиссёров. Некоторые примеры знаменитых фильмов перечислены здесь:

Немое кино 1911 года «Ад»

  • Немое кино 1911 года «Ад» было снято Джузеппе де Лигуоро. Фильм был выпущен на DVD в 2004 году со звуковым сопровождением.
  • Кинофильм «Ад» 1935 года, снятый Гарри Лахманом, написанный Филипом Кляйном и со Спенсером Трейси в главной роли, рассказывает об аттракционе, основанном на фильме «Инферно». В фильме 10-минутная жанровая фэнтезийная последовательность, изображающая Ад Данте.
  • В фильме «Семь» (1995) персонажи актёров Брэда Питта и Моргана Фримана — два детектива, которые расследуют серию ритуальных убийств, вдохновлённых семью смертными грехами. В этом фильме много ссылок на произведение Данте.
  • Фильм «Ад Данте» (2007), сюжет которого основан на современных рисунках Сандова Бирка «Божественная комедия». Фильм точно пересказывает оригинальную историю. Но интересным фактом является то, что в него добавлены более поздние жители Ада, такие как Адольф Гитлер и Босс Твид.
  • Фильм «Пандорум» (2009) делает несколько аллюзий на поэму.
  • В процессе написания и разработки находится трёхмерная трилогия, основанная на трёх частях поэмы, созданная компанией, известной как Master Films Productions и режиссёром Борисом Акостой. В нём участвуют люди, которые работали над таким фильмом, как «Властелин колец».

Читать эту книгу было как ехать на машине по волнистой линии, я всё время спотыкался то там, то здесь. В моём случае в книге было множество ссылок (именно ссылок, а не сносок), которые все были приведены в конце книги. В целом произведение непростое, понимать его можно по-разному. Метафоры и аллегории здесь представлены повсеместно, если начать их искать.

Россия, Санкт-Петербург

Возможно, это звучит не так уж смешно, но автор дал название комедии своей эпической поэме, потому что, в отличие от жанра трагедии, которая начинается на высокой ноте и заканчивается трагически, комедии начинаются плохо, но заканчиваются хорошо.

Поэма действительно хорошо кончается тем, что главный герой, которого также зовут Данте, достигает своего желаемого места назначения — рая — места красоты и спокойствия, света и абсолютного добра.