История создания

Стихотворения Цветы последние милей анализ свидетельствует о наличии глубокого подтекста в произведении. Созданное в 1825 году поэтическое размышление кратко и проникновенно. Оно передает настроение автора, его отношение к бытию. Стихотворение написано в период расцвета творчества автора.

Тема стихотворения

В тексте говорится о соотношении мечты и действительности, о восприятии человеком разлуки и всего, что происходит как будто в последний раз. Проводя сопоставление между миром цветов и собственной душой, автор подчеркивает важность запоминания того, чего уже, возможно, никогда не будет либо состоится спустя длительный срок. Он умело переносит процессы, происходящие в природе, на понимание мировоззрения человека.

Жанр и композиция

Литературоведческий анализ стихотворения цветы последние милей позволяет сделать следующий вывод в части определения жанра: это собственно лирическое стихотворение, герой которого рассудителен, бережлив в выражении чувств и эмоций, неординарен.

Композиция: одна строфа, состоящая из шести строк. Первая и вторая строки имеют смежную рифмовку, последующие – перекрестную. Размер стиха: ямб. Наименование произведения совпадает с первой строкой.

Смысловая структура:

  • сравнение первоцветов с запоздалым созреванием растений,

  • действие созерцания позднего цветения флоры на душу человека,

  • более эмоциональная насыщенность расставания в сравнении со встречей.

Средства выразительности

Автор применяет следующие изобразительно-выразительные средства:

  • эпитеты (последние, роскошные);

  • олицетворения (пробудить – о цветах);

  • параллелизм (природа – человек);

  • антитеза (унылые – сладкие);

  • инверсия (обратный порядок слов в предложениях).

Также использованы лексические повторы: простая сравнительная степень имени прилагательного живой. Пушкин называет первенцами те растения, которые зацветают в самом начале весны. Обычно эту лексему употребляют по отношению к малышу, старшему в семье.

Синтаксис прост: три простых, двусоставных, распространенных, полных предложения, ничем не осложненных. Конструкции подчеркивают статичность строфы.

С точки зрения морфологии: преобладают имена существительные и прилагательные, что вполне объяснимо, так как текст является рассуждением. Автор говорит о том, что ему радостнее видеть оставшиеся осенние цветы, зная, что они последние в этом году, чем лицезреть начало весны.

Известно, что классик более всего любил именно осень, он считал, что это время года дает ему силы, вдохновение для творчества. Данная мысль прослеживается и в рассматриваемом произведении.

Как известно, запоминается первое и последнее: начало разговора и его завершение, юношеская любовь и глубокое чувство в зрелом возрасте, расцветший ранее других цветок и успевший набрать красоту позже всех георгин, шафран или гладиолус. Пушкин отразил эту идею в стихотворении. Он философски относился к жизни, ему было дано увидеть то, что для иных не доступно.