Стихотворение Осипа Мандельштама «Ленинград»

История создания

Стихотворение «Ленинград» Мандельштам написал в 1930 году. Оно относится к зрелому периоду творчества поэта и посвящено тягостным реалиям правления Сталина. Несмотря на введённую в печати цензуру, стихотворение удалось опубликовать в ноябрьском выпуске «Литературной газеты».

Лирический сюжет произведения прост: герой возвращается в родной город спустя долгие годы отсутствия — и не узнаёт его. На месте некогда любимого Петербурга, пространства солнечного детства и творческих фантазий, вырос холодный и безжалостный Ленинград.

Образ города

В ходе анализа «Ленинграда» Мандельштама необходимо прежде всего обратиться к заглавию текста. Название символично и во многом выражает его основную идею. В первой строфе стихотворения местность не называется по имени, именуясь «городом, знакомым до слёз». Но внимательный читатель понимает, что городом детства для Осипа Мандельштама является именно Петербург.

С этим местом Мандельштама связывает многое: здесь он вырос и впервые попробовал себя как поэт, почувствовал себя по-настоящему значимым в искусстве, нашёл друзей по поэтическому ремеслу.

Петербург фигурирует во многих стихотворениях Осипа Мандельштама.

Петербург фигурирует во многих стихотворениях Осипа Мандельштама. Это город, омываемый Невой, украшенный гранитными мостовыми, вдохновляющий творцов и сам являющийся произведением искусства. С Петербургом связаны творческие фантазии автора, воспоминания о светлых днях детства и ученичества. В стихотворении «Адмиралтейство» 1911 года Мандельштам провозглашает Петербург центром всемирных вечных морей, пространством красоты и творческой энергии.

Только к любимому городу готов обращаться лирический герой Мандельштама, поэтому в дальнейшем в стихах город упоминается именно как Петербург, хотя в действительности это уже Ленинград. Это же название вынесено в заглавие стихотворения.

В Ленинграде лирическому герою попросту нет места. Символическое и сюжетное пространство наполняют чужие и страшные вещи.

  • предательски жёлтый свет ленинградских фонарей;
  • адреса мёртвых друзей;
  • постоянная слежка;
  • страх и одиночество.

Похожие образы появятся в более поздней поэме близкого друга Мандельштама, его соратницы в акмеистическом объединении «Цех поэтов» А. А. Ахматовой «Реквием», написанной в 1937 году и посвящённой страшному времени ежовщины: казённые окровавленные сапоги, топчущие Ленинград, шины чёрных «марусь», отнимающие надежду.

Ленинград предрекает герою гибель и страдание. В городе не осталось ничего, что было дорого сердцу лирического героя, ничего, за что мог бы зацепиться взгляд. Ещё хранятся почему-то адреса и телефоны знакомых, но всё бессмысленно, ведь некогда знакомые люди уже ушли в небытие. Герой не узнаёт в страшном и полном несчастий месте «свой» город, в который мечтал вернуться.

Идейно-композиционная основа

Произведение по форме представляет собой монолог лирического героя, обращённый к Петербургу. Несмотря на то что в стихи написаны то от первого, то от второго лица, это именно монолог, а не диалог с городом. Город безмолвен. В стихотворении чередуются строки, имеющие разных адресатов.

  • обращённые к читателю;
  • внутренние монологи, направленные к самому лирическому герою;
  • обращения к страшному городу, попытка достучаться до его знакомой сущности.

Поначалу герой надеется обрести защиту у бывшего когда-то родным города, но чем дольше звучит стихотворение, тем более мрачным становится тон повествователя. Ленинград не узнаёт своего героя, а герой не может воззвать к сущности Петербурга, следовательно, не может надеяться на его защиту.

Стих Осипа Мандельштама «Ленинград»

«Быть может, я тебе не нужен, Ночь», — напишет Мандельштам в 1911 году в стихотворении «Раковина». Здесь это лишь страх оказаться отрезанным от природы, от мироздания, опустошённым творчески. Ночь для Мандельштама ещё является чем-то светлым, таинственным и дарующим силу. В 1920 году он пишет стихотворение «Ласточка», где ночь уже наравне с тишиной является символом потустороннего, тёмного мира, который противостоит светлому поэтическому слову.

В «Ленинграде» же ночь — время проявления худших человеческих сторон: именно в ночные часы случается большая часть арестов. Стихотворение пронизано атмосферой мрачности и безысходности. Всё, что остаётся герою — ждать неминуемого ареста, мучаясь бессонницей, ожидая, когда стихнут шаги на чёрной лестнице.

Изобразительно-выразительные средства

Автором активно используются приёмы звукописи: аллитерация звуков «р», «з», «д», благодаря чему отдельные строки напоминают удар хлыста или выстрел.

Автор воссоздает атмосферу мрачного, чужого пространства через различные тропы:

Эпитет «чёрная лестница»

  • эпитеты («чёрная лестница» — не просто прилагательное, а художественный приём: лестница неосновная, но при этом и приносящая горе, «дорогие гости» — эпитет с перифразой, «зловещий деготь»).
  • метафоры («рыбий жир фонарей», «вырванный с мясом звонок», «кандалы цепочек»).
  • оксюморон («голоса мертвецов»).

Цветовая палитра города довольно тусклая и безрадостная. Основные цвета: жёлтый и чёрный, что является реминисценцией на стихи А. А. Блока (например, «Фабрика», цикл «Страшный мир»).

Изменившийся Петербург напоминает Мандельштаму дёготь и рыбий жир: нечто терпкое, неприятное, даже резкое. В финальных строфах появляются и звуки: голоса мертвецов, удары вырванного звонка, шевеление дверных цепочек.

Формальное построение текста

Выполняя анализ стихотворения Мандельштама, важно обратить внимание на формальные особенности. Произведение состоит из семи строф-двустиший, соединённых смежной рифмовкой: тип aa-bb (например, слёз-желёз, скорей-фонарей).

Ученики выполняют анализ стихотворения Мандельштама

Автором используются закрытые мужские рифмы, позволяющие создать эффект ритмической «оборванной» фразы, читающейся на одном выдохе и завершающейся логическим ударением на конце слова. Весь монолог героя напоминает тихую речь, в финале перешедшую в шёпот. Этому также способствует использование четырёхстопного анапеста в качестве размера, поскольку анапест из всех существующих наиболее приближен к разговорной речи.

Таким образом, в «Ленинграде» Мандельштама воплощены главные страхи и трагедии времени, которым суждено будет сбыться: спустя 3 года после написания стихов Осип Мандельштам впервые будет арестован и осужден. «Ленинград» — это поэтическая попытка зацепиться за ускользающее прошлое, отгородиться от неизбежного страшного будущего. Попытка, обречённая на провал.