Отрицательные герои в пьесе Фонвизина «Недоросль»

Отрицательные герои

Персонажи комедии представляют собой ряд ярких и запоминающихся героев, характеризующихся и положительными, и отрицательными качествами. Прочитав их фамилии и имена, многое становится очевидным. Сразу понятно, какими чертами характера они одарены, чем «дышат». В рассказе отображена картина нравов, которая в России XVIII в. считалась нормой. Положительные герои «Недоросля» показаны автором как противоположность плохим персонажам.

Госпожа Простакова

Одним из отрицательных героев «Недоросля» является помещица Простакова. Она обращает на себя внимание, несмотря на грязные поступки и ненасытную жажду обогатиться любым доступным способом. Крепостных Простакова лишает собственности, ей не особо интересны их проблемы, но она не останавливается на этом. Главная цель ее существования — корыстолюбие. На протяжении всего произведения помещицей движут скупость и эгоизм.

Госпожа Простакова

Общая оценка характера Простаковой заключается в том, что, завидев какую-либо выгоду, из сварливой женщины она превращается любезную до непотребства. То, что она невоспитанная, радует дворянку, ведь это могло бы стать препятствием к получению доходов. Возможности обогатиться за счет взяток, как считает помещица, ничто не должно препятствовать, даже образование.

Простакова происходит из старинного дворянского рода. Она не любит ни мужа, ни окружающих. Как только предоставляется возможность, она напоминает супругу, что он в семье никто. Помещица считает себя главной в доме. Она безграмотная и бескультурная, выделяется безжалостным характером по отношению к крестьянам.

Госпожа Простакова может побить благоверного, она бесчеловечно обдирает своих крепостных, при этом немилосердно их карает. Женщина непрестанно бранится, угодить ей невозможно.

Обожает единственного сына, деньги — главная страсть ее жизни. Чтобы обогатиться, она готова идти по головам. Простакова изворотливая и лукавая, ведь план, как объегорить сироту Софью и женить на ней сына, придумала именно она. Для героини на первом месте находится будущая судьба Митрофанушки. Все, что женщина делает, только ради него, но он вряд ли оценит по достоинству материнские поступки.

Это лицемерная дама: с крестьянами, братом, супругом, преподавателями говорит высокомерно, резко, враждебно. Зато с теми, от кого зависит ее благополучие, общается заискивающе. В подтверждение этому факту можно привести в пример Софью. «Злой гарпией, неангельский характер которой делает ее бедой для всего дома» называет Простакову Правдин.

Один-единственный человек, который вдохновляет ее, — отпрыск Митрофанушка, «душенька» и «сердешный друг». В финальной части произведения ее становится жалко, ведь даже он отворачивается от матери.

Муж помещицы Терентий

Супруг Простаковой всецело соответствует своей фамилии и также приписан автором к отрицательным героям комедии «Недоросль». У него отсутствует собственное мнение, он привык, что в доме все решает супруга. Простаков всячески пытается угодить жене, иначе может рассердить ее и тогда ему не поздоровится. Ему не впервой получать от супруги зуботычины. Качества персонажа:

  • пассивный;
  • нерешительный мужчина, который держится за юбку жены;
  • человек, не имеющий собственного мнения в семье.

Муж помещицы Терентий

Мужчина полностью подчинен воле жены. Но у него нет ни малейшего желания сопротивляться такому течению жизни. Его бездеятельность — качество, благодаря которому он стал дополнением супруги. Любовь к своему отпрыску похожа на неготовность понять, какой он в действительности. Простаков боится смотреть правде в лицо.

Мужчина в душе гордится единственным сыном, любит его. Вот только непонятно, как можно гордиться ребенком, который никаких чувств, кроме пренебрежения, не вызывает.

Недоросль Митрофанушка

Сын помещицы немного отличается от матери. Он не так жесток с окружающими его людьми, но желание привольно жить, не прикладывая никаких усилий, у него не меньше. То, как характеризует подростка помещица (умное дитя), не соответствует действительности.

Сын Простаковых — главный персонаж пьесы, маменькин сынок, которому уже исполнилось 16 лет. Он привык, что по первому же требованию будут исполнены все его прихоти, стоит только щелкнуть пальцем. Воспротивиться желанию молодого господина невозможно.

Это бесполезная особа, которая довольно редко соглашается на уговоры кормилицы попрактиковаться в науке. Главные отрицательные характеристики героя:

  • праздность и невоспитанность, яркое подтверждение тому — непочтительное отношение к матери, отсутствие сострадания к ближнему;
  • изнеженный, самовлюбленный юноша, который не знает уважения к старшим и любит только деньги;
  • безответственный молодой человек, для которого учеба является непосильной ношей.

Недоросль Митрофанушка

Необразованный и глупый Митрофанушка не привык работать, но предложение по поводу женитьбы вызвало у него искреннюю заинтересованность. Вот бы такое усердие направить в полезное русло.

Главный герой произведения полностью похож на своих родителей — такой же лицемер и диктатор по отношению к домочадцам. В финальной части пьесы он заискивающе просит прощения у Стародума. Несомненно, Митрофан очень хитер. Во многом воспитание зависит от уклада жизни человека и от среды. Недоросль, который вырос в необразованной семье, и сам скудоумен и простоват.

Отпрыск провинциальных помещиков не только невежественный юноша, у которого нет тяги к учебе, но и эгоист, переживающий только о своих интересах. Митрофан проявляет жестокосердие и грубость по отношению к родителям, учителям, няне и крепостным крестьянам. Софья говорит о нем, что больше интеллектуального развития от него ждать нечего. Дядя называет племянника «чушкой проклятой». Это конечный результат вырождения дворянства.

В те времена недорослем считался молодой помещик, у которого отсутствовал письменный документ об образовании. Таких дворян не брали на работу, запрещали им жениться. Образ Митрофанушки в пьесе получился нарицательным. Как правило, с той поры недорослями начали называть малообразованных невежд.

Тарас Скотинин

Тарас Скотинин

Брат Простаковой является офицером в отставке. Он тоже отрицательный герой комедии, беспощадный и эгоистичный, о чем говорит его скотоподобная фамилия. Его единственная любовь в жизни — свиньи, он и сам похож на этих животных. Сребролюбивый и бесчеловечный помещик. Он жестоко обходится со своими крепостными, ценит поросят дороже, чем людей.

Тарас Скотинин — брат помещицы, похож на свою сестру. Временами он ведет себя довольно враждебно, работать не любит, хоть и имеет определенную цель в жизни. В его планы входит за счет женитьбы на Софье завладеть ее добром. Его не интересует наука, ему скучно учиться. В образ Тараса автор вложил характерные черты поведения некоторых богатых людей того времени.

Скотинина не интересуют ни родственные, ни любовные связи. Из-за Софьиного приданого он готов сочетаться с ней браком, не испытывая к ней нежных чувств. Тарас — копия сестры, как и она, он неотесанный мужчина.

В его ограниченном понимании брак — это управление хозяйством и обустройство дома. Интеллектуальный рост для брата Простаковой неважен. То, что на протяжении всего произведения главные герои пьесы лишь враждуют и соперничают между собой, говорит об их скудоумии и праздном прожигании жизни.

Новаторство автора

События, произошедшие в семье Простаковых, и описание отрицательных персонажей по ролям, если рассматривать их сквозь призму социального устройства, вынуждают задуматься о некоторых проблемах. Сюда можно отнести:

  • воспитание;
  • крепостное право;
  • форму правления в государстве.

Читает комедию «Недоросль»

Комедия «Недоросль» имеет ряд отличий от своих предшественниц. Склонность к реализму — нововведение автора. Произведение Фонвизина, персонажи которого изображены многопланово и ярко, отличается стремлением к типизации.

«Недоросль», который был написан соразмерно с традициями классицизма, для своего времени стал смелым новаторским произведением. Об этом говорит проблематика пьесы: Фонвизин вынуждает призадуматься о вопросах воспитания в семье, отношений между близкими людьми. Проводя анализ «Недоросля» в сочинении в 8 классе, ученики должны понять, почему автор сделал подразделение главных и второстепенных персонажей на плохих и хороших, а также каково назначение каждого из них в обществе.


Ешё материалы по комедии Фонвизина "Недоросль":