Анализ стихотворения сияла ночь

Краткая история создания

Был влюблён Фет — Марии Лазич.

В 1877 году родилось стихотворение Фета «Сияла ночь». История создания этого произведения необычна и трогательна. Строчки посвящены молодой девушке, почти ребёнку, в которую когда-то был влюблён Фет — Марии Лазич. Офицер был без ума от Мари, дочери мелкого, очень бедного помещика. Но обстоятельства, планы и положение А. Фета не позволили соединиться двум сердцам. Впоследствии девушка погибла при пожаре, а поэт навсегда сохранил в своей памяти образ очаровательной юной красавицы, которая, сидя у окна в гостиной, играла на рояле, а за окном сияла ночь.

Позднее, женившись на обеспеченной женщине, Фет признавал, что потерял самую большую любовь своей жизни. Раскаяние и легло в основу стихотворения «Сияла ночь».

В один воскресный вечер Фет с супругой были в гостях, и именно там поэт услышал старинный цыганский романс в исполнении Татьяны Бернс, сестры жены Л. Толстого и прототипа образа Наташи Ростовой.

Все гости расположились в большой зале, голос молодой девушки, исполнявшей романс, звучал завораживающе и таинственно, а в окно заглядывала полная луна. Её сияние отразилось в комнате и осветило поэта. Воспоминания нахлынули на уже пожилого Фета, и на следующий день строчки стихотворения были прочитаны гостям за утренним чаем.

Композиция и жанр стихотворения

Изначально текст получил название «Опять» и был опубликован в сборнике поэзии Вечерние огни".

Произведение состоит из четырёх четверостиший и характеризуется симметричным построением. Условно стихотворение можно разделить на две главные части:

Сборник поэзии Вечерние огни

  1. В двух первых четверостишиях слышно необычное и завораживающее пение девушки — они передают каждую секунду одного из таких вечеров, когда влюблённые оставались наедине.
  2. Вторые две строфы рассказывают о повторном вечере, когда вновь слышны чарующие звуки рояля и в окно вновь заглядывает сияние ночи. Именно в них автор чувствует раскаяние и сожаление о несостоявшейся любви. Его восприятие этого чудного вечера наполнено сильными эмоциями.

Повествование ведётся с постепенным эмоциональным нарастанием. Наивысшая точка сюжета приходится на конец стихотворения — четвёртую строфу. Особую глубину произведению придаёт кольцевая композиция. Строки «Тебя любить, обнять и плакать над тобою» показывают всю горечь разлуки героев.

Стихотворение написано в жанре любовной лирики — автор испытывает всю гамму переживаний и чувств от любви, которая несёт боль, грусть и страдание. Размер — шестистопный ямб, рифма — перекрёстная.

Тема и идея

Главная тема стихотворения «Сияла ночь» Фета — любовь,

Главная тема стихотворения «Сияла ночь» Фета — любовь, которая сопровождала поэта на протяжении всей его жизни, чувство, пронизанное светлой грустью. Лирический герой готов отдаться любви полностью, без остатка. Но когда этого не происходит, он жалеет об этом и тоскует. Именно звуки мелодии пробуждают воспоминания, помогают увидеть красоту и очарование ночи. Исполнитель и слушатель становятся единым целым. Лирический герой боится вторгнуться в эти чарующие аккорды и прервать полет не только своей души, но и души героини.

Идея произведения состоит в том, что если человек несёт в себе любовь сквозь годы и препятствия. Ни время, ни обстоятельства не способны вытеснить чувство из сердца. Любовь — всепобеждающая и бессмертная, могущественная и великая.

Построчный разбор

Начало стихотворения Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…» можно сравнить с произведением А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Объединяет эти два лирических стиха мотив воспоминания о прошлой любви.

Первые две строчки «Сияла ночь» переносят читателя в пустой ночной особняк, когда два любящих сердца остались наедине. Героиня играет на рояле, обнажая свою ранимую и тонкую душу, а молодой человек наслаждается музыкой и попадает под очарование этой чудесной мелодии. Лирический герой ещё не догадывается, что это их прощальный вечер, ведь нежный женский голос шептал о любви, в слезах изнемогая. Если интерпретировать эти строки, то музыка — это особая тайна, которую хочется разгадать. Возлюбленные испытывают глубокое и всепоглощающее чувство любви, а образ лунной ночи — это образ романтического свидания.

Пустой ночной особняк,

Проходит время, и, попав в подобную обстановку — ночь, луна, игра на рояле — герой вдруг испытывает те же эмоции: радость от встречи с прошлым и нестерпимую боль непоправимой ошибки. Он вспоминает «голос», говорит, что «веет» той же любовью, которая и есть надежда и вера. Он благодарит образ любимой за её нежность, трогательность и сожалеет, что его грёзы остались нереализованными. Много лет спустя поэт понимает, что жизнь, проведённая без любимого человека, теряет смысл. И всё, что было — это бесцельно прожитые годы.

В последней строфе автор говорит, что судьба не имеет обид и сердце не испытывает муки, что «в жизни нет конца, и цели нет иной». Он только верит, что звуки души заполнят сердце, которое способно «любить, обнять и плакать».

Немного другое толкование стихотворения Фета приводится у некоторых литературоведов. Считается, что только музыка способна вызвать у человека гамму чувств и эмоций: потрясение, завороженность, волшебство, стремление к жизни и любовь к женщине. Но, к сожалению, эти чувства возвращаются лишь на миг.

Художественные средства

Несмотря на лёгкость и кажущуюся простоту стихотворения, вчитываясь в строки, можно увидеть огромную работу со словом. Автор передаёт романтическое настроение, используя следующие изобразительно-выразительные средства:

Романтическое настроение стиха

  1. Эпитеты — «томительных и скучных», «звучные вздохи», «жгучая мука», «рыдающие звуки» — передают выразительное звучание.
  2. Олицетворение — «лежали лучи», «струны дрожали», «сияла ночь». Все окружающие предметы, природные явления оживают и производят очень сильное впечатление на читателя.
  3. Анафора — повтор союза «и» в третье строфе.
  4. Градация — «любить, обнять и плакать» показывает усиление чувств героя.
  5. Инверсия — «луной был полон сад» придаёт более чёткое значение, так как происходит большое интонационное выделение.
  6. Ассонанс — повторение гласных звуков «и», «а» дают особую певучесть.
  7. Аллитерация — повтор согласных звуков «ж» и «х» — «прошло», «тише», «слышу», «вздохах», «их». Особую мелодичность и волнение передают сонорные звуки «м» и «р».
  8. Использование сложносочинённых предложений свидетельствует о взаимодействии человека и природы. Здесь нет подчинения, есть только равенство и соединение.

Стихотворение Фета — очень живописное, интонационное и музыкальное. Неслучайно текст поэта положен на музыку многими композиторами. Любовная лирика помогает почувствовать всю глубину души и переживания, которые испытывает герой. Автор на закате жизни не опустошён, а наполнен невообразимым счастьем того, что когда-то любил.

За всю свою долгую жизнь Афанасий Афанасьевич Фет так и не смог побывать на могиле любимой. Поэт винил себя в её смерти, и это чувство вины, отчаяния и неподдельной тоски преследовало его до конца жизни. Но он верил, что на небесах любящие души обязательно соединятся.