Роман Лермонтова «Герой нашего времени»

Определение слова

Фаталист — это человек, который верит в заранее предопределенный путь, в неизбежность событий, в злой и добрый рок. Такие люди отрицают свободу выбора. Fatum — латинское слово, переводящееся как «судьба», считается антонимом волюнтаризма — веры в то, что человек сам определяет свою судьбу.

Фатализм нередко бывает связан с религией, верой в божественное предопределение. В той или иной степени явление встречается в следующих религиях и конфессиях:

  • Китайская философия.
  • Иудаизм.
  • Ислам.

В мифологии это явление тесно связано с мистицизмом. Например, в греческой мифологии судьбу определяют мойры, которые прядут нить жизни человека. Это 3 сестры:

  • Клото.
  • Лахесис.
  • Атропос.

В скандинавских сказаниях то же самое делают норны. Фатализм не всегда слепо верит в неизбежность судьбы. Иногда это просто вера в законы природы и общества, которые влияют на события.

Глава «Фаталист»

Это последняя часть в психологическом романе «Герой нашего времени». Опубликована она была еще в 1839 году в издании «Отечественные записки».

Григорий Александрович Печорин пребывает в одной из крепостей на Кавказе, где ведется уже долгая война с горцами. По каким-то делам его направляют в казачью станицу. Там военные по вечерам играют карты, обсуждают различные истории и весело проводят время. В один из дней они разговаривают о мусульманском поверье, будто бы вся жизнь человека написана на небесах. Кто-то верит в это, а кто-то — нет.

Вулич направляет дуло себе в висок

Один из самых азартных игроков по фамилии Вулич решает испытать судьбу и заключает пари. Для этого он снимает со стены первый попавшийся пистолет и взводит курок. Он не знает, заряжено ли оружие. Печорин говорит ему, что видит на его бледном лице скорую гибель.

Вулич направляет дуло себе в висок и нажимает на спусковой крючок. Оружие не выстреливает, но оказывается заряженным. Когда он стреляет во второй раз уже в стену, то легко пробивает фуражку, которая там висела.

После этого Печорин говорит, что не понимает, почему ему казалось, будто Вулич должен сегодня непременно умереть. Во время возвращения домой главный герой видит на дороге разрубленную шашкой свинью. Григорий идет домой спать, но вскоре его будят казаки и говорят о напившемся товарище, зарубившем свинью. Позже он узнает, что тот же казак убил ночью Вулича.

Перед смертью Вулич успел только сказать 2 слова: «Он прав». Значение этих слов понял только Григорий Александрович.

Сам убийца спрятался на окраине поселения в пустой хате. В его руках оказывается пистолет, а сдаваться он не собирается. Никто не хочет врываться в дом, чтобы его обезвредить. Печорин решает испытать судьбу и вызывается добровольцем.

Григорий Александрович Печорин

Пока казаки уговаривают товарища сдаться, отвлекая его, Печорин открывает ставни и влетает в окно. Сразу же раздается выстрел, но пуля лишь слегка задевает одежду героя. Григорий скручивает убийцу, в хату врываются казаки.

После возвращения в крепость Печорин рассказывает о случившемся Максиму Максимычу. Опытный офицер не любит философские рассуждения и делает замечания о дурных азиатских курках, которые часто осекаются, если их плохо смазать или неплотно прижать. Вулича он жалеет, но говорит, что не стоит ночью разговаривать с пьяным. Этим все и заканчивается.

Анализ новеллы

«Фаталист» — это очень необычная и интересная глава, можно сказать, загадочная. В романе «Герой нашего времени» части не идут одна за другой, нарушая хронологию. Михаил Юрьевич Лермонтов сделал это специально. События в «Фаталисте» идут в одно время с сюжетом первой повести «Бэла», когда Печорин уезжает на время из крепости в станицу.

Целью автора была не биография главного героя, а постепенное раскрытие характера, как говорил советский писатель и литературовед Ираклий Луарсабович Андронников. В первых новеллах рассказ ведется от лица Максима Максимыча, поэтому сложно понять истинные причины поступков. Читателю кажется, что Григорий Александрович очень жестокий и черствый человек.

Читает книгу «Герой нашего времени»

Затем нить повествования переходит в руки главного героя, когда читатель знакомится с его журналом. В главах «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» открывается внутренний мир персонажа. Андронников объяснял: «Мы постигаем характер героя в его неизбежной раздвоенности».

В «Фаталисте» Лермонтов завершает портрет Печорина, добавляя последние штрихи. Читатель видит героический поступок, когда он решает взять убийцу живым, рискуя жизнью. Правда, и здесь все не так просто: Григорий испытывал судьбу, а не делал это из-за любви к человеку.

Русский литературный критик Виссарион Белинский писал, что Печорин лишь рассказывал о случае, свидетелем которого он был, поэтому никаких новых черт героя романа увидеть нельзя. Однако читателя не покидает странное и горестное чувство, будто он лучше узнает Григория Александровича. Все чувства, волновавшие человека при чтении романа, сливаются в единое целое.

«Фаталист» — эпилог, объяснял советский литературовед Борис Эйхенбаум. Он говорил, что последний диалог Печорина с Максимом Максимычем может вызвать ироничную улыбку, ведь заранее известно, как холодно они расстанутся.

В итоге стал ли Печорин фаталистом? Сам он говорил о готовности ко всему, ведь «хуже смерти ничего не случится». Но герой по-прежнему ставит все под сомнение, поэтому нельзя сказать, что он полностью верит в предопределение.


Еще материалы по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени":